18 апреля 2023 16:41
читать 10 минут

Воздух требует жертв. Корпоративные автомобили как источник больших штрафов

Предприятия — владельцы транспортных средств обязаны учитывать их в качестве источников выбросов загрязняющих веществ. Сам сбор за негативное влияние автомобилей на окружающую среду незначителен, но уклонение от его уплаты или нарушение правил учёта автотранспорта грозит многотысячными штрафами.

Загрязняешь — плати

Государство борется за экологию с помощью налогов и штрафов. 13 апреля вице-премьер Виктория Абрамченко заявила о планах введения для загрязнителей оборотных штрафов (их размер зависит от выручки компании). С 7 апреля 2023 года в России повысили ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду. 

Ставки выросли немного — на 5,9%. Но дело не в размере. А в том, что предприятие может заплатить в сотни раз больше, если не будет соблюдать правила. А они достаточно запутанны. Один из спорных вопросов — автомобили, которые используются юридическими лицами.

По закону передвижные источники загрязняющих выбросов освобождены от специального учёта и уплаты «вредных сборов».

Но природоохранные ведомства (Росприроднадзор, природоохранная прокуратура, региональные министерства по защите природы и т.д.) рассматривают автомобили, разгружающиеся на территории предприятия или просто припаркованные там, как часть стационарных объектов. В этом случае их выхлопы надо учитывать.

Оспорить наложенные штрафы владельцам транспортных средств или использующим автомобили предприятиям удаётся только в суде. И то не всегда.

Бензиновый налог

В течение многих лет экологический сбор с транспортных средств рассчитывался, исходя из объёма израсходованного топлива. Он был небольшим — с тонны бензина нужно было заплатить 1,3 рубля, дизельного топлива — 2,5, сжиженного газа — 90 копеек. Отчёты Росстата свидетельствуют, что эти ставки не превышали 0,01% розничной стоимости автомобильного топлива.

В 2015 году взимание платы с владельцев передвижных источников вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух упразднили. Но чиновники быстро нашли выход — включили эксплуатируемые компаниями автомобили в состав стационарных источников загрязнения. И предписали проводить специальную инвентаризацию выбросов от таких источников, даже если автомашины временно находятся на территории предприятия.

В Росприроднадзоре журналисту MASHNEWS подтвердили, что автотранспортные средства не нужно ставить на государственный учёт объектов негативного воздействия на природу, но они подлежат инвентаризации. При этом никаких нормативов (платы за тонну израсходованого бензина) не установлено. 

«Выбросы от передвижных источников, постоянно или временно функционирующих на производственном объекте, учитываются при проведении расчётов рассеивания в качестве факторов, формирующих общий уровень воздействия на атмосферный воздух (фоновое загрязнение)», — сообщил начальник профильного управления Росприроднадзора Владимир Чернышёв.

На необходимость учёта выхлопов разгружаемых, обслуживаемых или размещённых на стоянке автомобилей указывается и в ответе Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

Автомобили на открытых стоянках


Фото: Marius Becker / dpa / Global Look Press

Любое нарушение правил эксплуатации загрязняющих атмосферу автомобилей (все автомашины, кроме электрических) карается административным штрафом в размере до 250 тысяч рублей и может привести к приостановлению деятельности предприятия-нарушителя на срок до трёх месяцев. Ещё до 100 тысяч рублей составляет штраф за невнесение компанией платы за негативное воздействие, ещё 80 тысяч — за непредставление декларации.

Судебная практика свидетельствует, что чиновники надзорных органов не прощают нарушений, но с ними не всегда соглашаются суды.

180-тысячный штраф пытались наложить на частный вуз — Тольяттинскую академию управления. Проверка установила, что останавливающиеся на принадлежащей частному вузу парковке автомобили без специального разрешения выбрасывают в атмосферу загрязняющие вещества.

Районный и областной суды Самарской области согласились с постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды. В решениях судов было указано, что источником выбросов вредных веществ в атмосферу являются как личные автомобили, принадлежащие сотрудникам и учащимся вуза, так и автотранспорт, используемый вузом. Эти автомобили относятся к стационарному источнику выброса вредных веществ, поскольку под ним следует понимать любой источник, дислоцируемый постоянно или временно в границах участка юридического лица. И что «доводы о недоказанности факта выброса вредных загрязняющих веществ не влияют на выводы о виновности в совершении административного правонарушения».

Только Верховный Суд России принял иное решение, заявив, что двигатели транспортных средств, работающие на открытых автостоянках, не могут быть отнесены к стационарным источникам выбросов.

Такое же решение было принято в отношении эксплуатирующего открытую автостоянку ООО «Симбирский бекон». Не усмотрел арбитражный суд и нарушений в деятельности ООО «Агромилк», в принадлежащем которому боксе разгружались молочные автоцистерны. «Именно автомобиль, оснащённый двигателем, является источником выделения загрязняющих веществ в атмосферу, по сути, нестационарным источником выбросов», — отмечается в решении.

Иначе Оренбургский областной суд оценил деятельность ГУП «Орский лесхоз», эксплуатирующего 12 автомобилей. По утверждению чиновников, выхлоп загрязняющих веществ в атмосферу происходил через ворота и вентиляционные отверстия гаража площадью 28 кв. метров. «Здание гаража имеет вентиляционные отверстия, следовательно, является стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух», — решил суд.

Копейка рубль бережёт


Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

Эксперты считают, что позиция Росприроднадзора вводит в сомнения владельцев транспортных средств.

«Транспортные средства относятся к передвижным источникам выбросов загрязняющих веществ. Согласно действующему закону, плата за негативное воздействие на окружающую среду такими объектами не взимается. Вместе с тем форма расчёта спорной платы до сих предусматривает её исчисление от передвижных объектов. По понятным причинам природопользователи пребывают в сомнениях, нужно ли оплачивать выбросы от автомобилей», — отмечает управляющий партнёр Zharov Group Евгений Жаров.

Согласно ведомственным правилам, организации освобождаются от инвентаризации транспортных средств, если не осуществляют промышленное производство, а на объекте ежедневно эксплуатируются не более 20 легковых автомобилей или автобусов, либо не более трёх грузовиков. Вместе с тем вносить «экологический налог» и подавать соответствующую декларацию требуется даже на одну используемую легковую машину или разгружаемую «Газель». Ставки зависят от класса транспортного средства и объёма двигателя.

По расчётам Эмиля Ахундова из НИИ Развития народного образования, за легковой автомобиль класса «Евро-4» нужно платить 165 рублей в месяц, «Евро-5» — 210 рублей, «Газель Next» с двигателем 2,8 литра — 160 рублей и так далее.

«Благодаря современным системам нейтрализации вредные выбросы в составе отработавших газов автомобилей крайне незначительны. В такой ситуации какие-либо дополнительные природоохранные требования к автомобилям и их владельцам в части загрязнения атмосферы нецелесообразны», — считает доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Лев Зиманов.

СПРАВКА MASHNEWS:
Юридическим лицам, по данным Федеральной налоговой службы, принадлежит 5,4 млн автотранспортных средств, в том числе 1,8 млн грузовиков и 753 тысячи самоходных транспортных средств.

Павел Нетупский для MASHNEWS

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!