Восьмой «Москвич»: все хорошо, но мотор слабоват
Состоялась официальная презентация «Москвича 8» - к сборке большого семиместного кроссовера приступят в конце года, тогда же начнутся и его продажи. На что может рассчитывать новая модель? Эксперты неожиданно благосклонны: не нишевый продукт, а полноценная замена китайским бестселлерам.
Наконец-то конкуренция
«Москвич» прогрессирует – во всяком случае, об этом свидетельствуют официально заявленные планы завода. Послепраздничный май ознаменовался сразу двумя новостями: во-первых, стартовало производство по технологии полного цикла, во-вторых, состоялся показ новой модели, до официального выхода на рынок которой осталось меньше полугода.
Речь о семиместном кроссовере, действительно крупном, чуть меньше пяти метров в длину. Оснащаться он будет бензиновым двигателем мощностью 174 л.с., работающим в паре с 7-ступенчатым роботом. То есть речь не про «электрички» и не про бюджетные, немного «деревянные» кроссоверы, которые «Москвич» выпускал до этого.
Очевидно, что модель 8 нацелена на совершенно другой сегмент рынка, полностью занятый китайскими автомобилями. Также очевидно, что стоить она будет существенно дороже модели 3, расходящейся довольно неплохо после серьезного снижения цен.
Собирать эти автомобили планируется по методу полного цикла – таким образом столичный автопроизводитель уходит от не слишком-то приятного клейма «предприятия отверточной сборки», параллельно с этим оптимизируя расходы.
«Сейчас смонтирована современная роботизированная линия сварки, так что мы переходим на полный технологический цикл сборки автомобилей, пожалуй, первые в стране среди тех заводов, которые были остановлены западными инвесторами. Помимо сварки здесь будет покраска кузова и – тоже впервые в России, наверное, - усиленное антикоррозийное покрытие кузова с учетом наших климатических условий», - заявил мэр Москвы Сергей Собянин.
«Как показало тестирование, в час на них (сварочных станциях – прим.ред.) может быть собрано 13 автокузовов, а месяца через полтора-два мы сможем варить до 100 автокузовов», - в свою очередь, рассказал руководитель департамента сварки завода Дмитрий Яцко.
На производственной линии работают 114 роботов и 145 беспилотных доставщиков. За счет смены технологического вектора логистические расходы завода удалось сократить на 25%, доля же операций, проводимых непосредственно в столице, а не на настоящей родине «Москвичей», в Китае, выросла в 18 раз. Появилось 49 дополнительных измерений в системе контроля, а также возможность окраски машин в два цвета.
И – плюс 490 рабочих мест. В будущем – еще 40 тысяч.
Выше локализация, ниже цены
А теперь от красивых слов к реальному положению дел. Не секрет, что первое время столичный автозавод поддерживали на плаву инвестиции одного из собственников – правительства Москвы. Продажи держались, по сути, на госзакупках, сегментах такси и каршеринга, причиной тому – высокая цена. А она, в свою очередь, формировалась за счет низкой локализации производства.
Крупноузловая сборка, считают эксперты, изначально была тупиковым путем развития, и собственники завода это, естественно, понимали. Теперь все должно быть по-другому – по словам Собянина, предприятие нацелено на максимальную локализацию производства и увеличение числа российских комплектующих. Заявлен кратный рост продаж: план на этот год – 27 тысяч «Москвичей», то есть на 75% больше, чем в 2023-м.
«Москвич 8» изначально родом, конечно, из КНР – в девичестве он назывался JAC Sehol X8 Plus. И это прямой конкурент таких бестселлеров как, например, Chery Tiggo 8 Pro и недавно вышедшего на российский рынок Geely Okavango.
Если за счет внедрения отечественных компонентов и снижения нагрузки на транспортные расходы производителю удастся предложить более выгодные цены, чем у того же Chery, «Москвич» сможет забрать приличный кусок пирога в сегменте 7-местных кроссоверов – для российского завода и автопрома в целом это будет успехом. Но не слишком ли светлым выглядит будущее «восьмой» модели?
Проблемы с мотором
«По размерам это аналог Hyundai Santa Fe, кроссовер D-класса, сопоставимый с Chery Tiggo 8 Pro Max. Но если на него планируется устанавливать те же моторы, что и на Москвич 6, будет проблема: этот двигатель (речь о 1,5T GDI, 174 л.с. – прим. ред.) жужжит, шумит и не едет. И это при массе машины в 1350 кг, в случае же с Москвичом 8 она явно перевалит за 1700 кг. Получается, что хоть о каком-то запасе мощности речи просто не идет, а это серьезный минус для семейного кроссовера. Таким машинам необходим как минимум 2-литровый турбомотор, выдающий 220, или пусть 200 «доналоговых» лошадей», - уверен автоэксперт и автоблогер Артем Зайцев.
Главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин не столь категоричен:
«Москвич» худо-бедно на рынке закрепился, так что успех продаж и доля на рынке, всё это будет зависеть от цены и оснащения. Но он красивый! Хватит ли мотора – хороший вопрос. Это можно будет понять, только когда мы на нем поездим. Вполне может выясниться, что для города, загородной езды и обгонов заявленной мощности вполне достаточно».
Впрочем, не моторами едиными. «Роботы тоже могут сыграть в дальнейшем немаловажную роль: мало того, что «мокрый» робот слишком дорог в ремонте, даже простая замена масла в нем обходится в 25-30 тысяч рублей, так еще и комплектации с такой коробкой передач не пользуются особым спросом на вторичном рынке», - продолжает Артем Зайцев.
«Большинство людей, покупая новую машину, задумываются о ее неизбежной продаже в будущем и, соответственно, остаточной стоимости. Почему нельзя поставить просто «автомат», тот же Aisin?» - задается вопросом собеседник Mashnews. Но ответ остается неизменным: именно такую связку – бензиновый двигатель и роботизированная коробка передач – предпочитают большинство китайских автопроизводителей.
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков указывает на еще один потенциальный недостаток: «Москвич 8» - машина сугубо переднеприводная. С другой стороны, отмечает он, Chery Tiggo 8 до определенного момента тоже были строго переднеприводными, что не помешало им выйти в лидеры сегмента.
«Спрос есть, тем более что автомобилей наших марок, неважно, заимствованных или нет, такого плана у нас никогда еще не было. Вопрос только в цене. А цена будет завязана на объемы продаж и объемы производства. «Москвичу» надо найти баланс между спросом, ценой и рентабельностью производства», - полагает Кадаков.
Большой кроссовер – отличный вариант для России, убеждены эксперты. Наличие семи мест – однозначный плюс. Полный привод – необязателен. Но запихнуть в большой «Москвич» мотор от «Москвича» маленького – идея не из лучших.
У Chery есть 2-литровые двигатели, и в этом новинка от столичного автозавода ему сразу же, еще не выйдя на рынок, проигрывает. Впрочем, здесь важен еще и ценовой вопрос. Если российский Sehol будет стоить намного дешевле Tiggo, то ему и карты в руки: экономия для покупателя важнее запаса мощности. А наличие гарантийных обязательств – важнее шильдика: среди других конкурентов большого «Москвича»: «параллельно-импортные» Kia Sorento и Hyundai Santa Fe. На которые гарантия производителя не распространяется.
СПРАВКА MASHNEWS
- Бренд Sehol, использующийся только в Китае, изначально назывался SOL, и был совместным проектом JAC и Volkswagen. Позже китайцы полностью выкупили часть акций немецкого концерна. У себя на родине Sehol X8 Plus дебютировал в конце 2022 года, и на сегодняшний день его стоимость в комплектации с «роботом» и трехрядным салоном составляет 113 800 юаней (1 470 000 рублей). Цены в России на похожий кроссовер от Chery начинаются с отметки 2 740 000 рублей.