21 июля 2023 17:22
читать 9 минут

Военных представителей будут наказывать за срыв гособоронзаказа штрафами

Военные представители на заводах должны нести административную ответственность за нарушение условий контрактов по гособоронзаказу. Такой законопроект внесла в Госдуму группа влиятельных сенаторов и депутатов. Эксперты говорят о возросшей роли военпредов, но считают уровень наказания, учитывая последствия нарушений, низким.


Фото: Уралвагонзавод

Исправляют недоразумение

Российские сенаторы и депутаты Госдумы из так называемой рабочей группы по СВО (среди которых Андрей Турчак, Андрей Клишас, Владимир Гутенев и др.) внесли 20 июля в Госдуму законопроект, который ликвидирует правовой пробел в части ответственности военных представителей на предприятиях при выполнении гособоронзаказа.

И раньше представители Минобороны на предприятиях могли быть привлечены к уголовной ответственности за существенные нарушения при приёмке изделий, изготовленных в рамках оборонного заказа. Однако наказания за менее серьёзные нарушения для них не были предусмотрены.

И вот спустя полтора года после начала спецоперации депутаты обнаружили, что спектр наказания для исполнителей госзаказа гораздо шире, чем для военных представителей. Это недоразумение решили исправить.

Авторы законопроекта предлагают дополнить статью 14.55 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) «Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключённого в целях выполнения государственного оборонного заказа».

В ней должен появиться пункт о том, что нарушение должностным лицом военного представительства условий контракта по гособоронзаказу, контроля качества или приёмки военной продукции влечёт наложение административного штрафа от 30 тысяч до 50 тысяч рублей (если нарушение не содержат признаков уголовно наказуемого деяния).

«У госзаказчиков есть симметричная ответственность, как и у исполнителей гособоронзаказа. Она предусматривает, что в тех случаях, когда не наступает уголовная ответственность, должностное лицо может подвергаться штрафам в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей. Однако в системе Минобороны есть представители Вооружённых Сил, так называемые военпреды. На них данные статьи КоАП до сих пор не распространялись. Однако военпреды имеют очень серьёзное влияние на контроль качества продукции, причём на любой из стадий — на стадии разработки, производства, кооперации, не только у головных исполнителей, которые выпускают финальную продукцию, но и по всей линейки кооперации», — отметил депутат Госдумы, глава подгруппы по мобилизационной подготовке в сфере экономики, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.

Большая ответственность — мягкие наказания

Военные представители занимаются:

  • контролем за выполнением госконтрактов на всех этапах;
  • проверкой качества и комплектности принимаемой военной продукции;
  • приёмкой военной продукции в сроки, предусмотренные госконтрактами;
  • выдачей организациям удостоверений на принятую продукцию.

Конкретный объём полномочий военного представителя определяется положениями самого госконтракта.

«Гарантировать не только сроки, но и качество продукции крайне важно в условиях необходимости ускоренной поставки вооружения и военной техники для обеспечения нужд СВО», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Изменения в КоАП глобально не решат проблему качества военных заказов, считает старший юрист практики разрешения споров юридической компании «ССП-Консалт» Яна Кириллова.

«Военпреды формально не являются должностными лицами госзаказчика, поэтому их выделили в отдельную категорию субъектов правонарушений. Скорее всего, это связано не с распространённостью таких нарушений, а с целью предупреждения — в интересах СВО. Отдельной статистики по нарушениям военпредов не ведётся, поэтому сложно сказать, частая это ситуация или нет. Потенциально она может быть коррупционной, но не всегда. Поправки в КоАП глобально не решат проблему, но хотя бы позволят привлекать виновных лиц к ответственности», — говорит Кириллова.

Предлагаемые штрафы не соотносятся с уровнем ответственности военпредов, считает партнёр Nektorov, Saveliev & Partners (NSP), адвокат Роман Макаров.

«Ужесточается административная ответственность за деяния, так или иначе мешающие проведению СВО. Это касается и ответственности за неисполнение воинских обязанностей гражданами, например, явки в военкомат. Ранее эти лица могли нести только ведомственную ответственность за выявленные недостатки в проектировании и поставке средств и вооружений. Скорее всего, законопроект будет принят. Хотя размер ответственности военпреда за нарушение условий госконтракта по ГОЗ (30–50 тысяч рублей) плохо соотносится с размером ответственности гражданина за несообщение сведений о месте пребывания (10–20 тысяч рублей). Первое деяние, очевидно, несёт несоизмеримо большую общественную опасность, чем второе», — полагает Роман Макаров. 

Военпреды подросли в значимости


Фото: Минобороны РФ

Промышленников ждут серьёзные наказания за срыв сроков исполнения оборонных контрактов (см. Справку). При этом они порой жалуются на представителей Министерства обороны в части приёмки продукции гособоронзаказа. Например, на Международном военно-морском салоне 2023 года на сессии, посвящённой поддержке промышленников, представитель одного из судостроительных заводов высказывал в адрес Минобороны претензии о приёмке работ по ГОЗ.

В частности, он отмечал, что МО «хитрит», чтобы сэкономить, указывая на незначительные нарушения. Таким образом подрядчика штрафуют, а военные, по его словам, оказываются в плюсе. Безусловно, объяснял он, нарушения есть и по закону всё в порядке, но проблема возникает у головного подрядчика, хотя порой что-то нарушает субподрядчик.

Военных представителей вспомнили, чтобы показать, что они стали «более чем значимыми», считает доцент кафедры политической психологии СПбГУ Александр Конфисахор.

«В советское время на каждом предприятии ВПК были военпреды. С несколькими я был знаком, это были честные офицеры советской закалки. Если что-то после выпуска изделия с завода случалось, они несли ответственность как минимум перед своим командованием. Эту систему потеряли в 2000-е — не было необходимости в неусыпном контроле. И вот наступила мобилизационная экономика, возник вопрос качества продукции, и наступило такое время, когда военпреды стали более чем значимыми», — считает эксперт.

СПРАВКА MASHNEWS:
24 сентября 2022 года президент России ввёл две новых статьи в Уголовный кодекс РФ. Статья 201.2 — нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу. Статья 285.5 — нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу. 

Статьи отличаются друг от друга тем, что по ст. 201.2 УК РФ ответственности подлежат должностные лица исполнителя договора гособоронзаказа, а по ст. 285.5 УК РФ — должностные лица заказчика и головного исполнителя.

Максимальное наказание по обеим статьям — 10 лет лишения свободы.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент