15 июля 2025 17:45
читать 10 минут

Во Владимирской области у иностранного собственника заберут биохимический завод

АО «Покровский завод биопрепаратов» добилось банкротства своего основного владельца - австрийской компании Biofarm finance development. Материнская фирма причинила российскому предприятию доказанные убытки на сумму более 600 млн рублей. Mashnews разбирался, как это стало возможно и какие у некогда процветающего завода биопрепаратов перспективы выживания.

Дома и стены помогают

Зарегистрированная в Вене компания Biofarm finance development признана банкротом, объявлено о введении конкурсного производства. Арбитражный суд Московского округа постановлением от 16 июня поддержал решения нижестоящих судов. Последним шансом для австрийской фирмы может стать рассмотрение жалобы в Верховном суде РФ, поданной 2 июля, но надежд почти нет.

Компания из Австрии, По данным системы СПАРК, владеет 94,9% акций завода во Владимирской области, сама зарубежная компания принадлежит россиянам. Других активов, кроме доли в АО «Покровский завод биопрепаратов» у нее не найдено ни в России, ни за рубежом. При этом доказанными считаются факты нанесения основным акционером ущерба Покровскому заводу биопрепаратов. Именно это позволило начать процедуру банкротства иностранной компании в российской юрисдикции.

«Для этого есть специальный механизм – трансграничное банкротство. Установленного законом определения этого термина нет, но в 2024 году Верховный суд РФ принял «прорывное» определение в деле о банкротстве Вествок и таким образом дал развитие практики в российском праве. Суть в следующем: если в суд поступает заявление о признании должника банкротом, Фемида обязана определить, есть ли у должника тесная связь с Россией. Если такая связь обнаруживается, банкротить можно», – объясняет заместитель руководителя департамента судебной защиты юридической компании «Золотое правило», руководитель банкротной практики Мария Сенчикова.

По общему правилу, банкротство иностранных юридических лиц в России по-прежнему запрещено. Лишь при соблюдении всех критериев суд может принять к производству дело о банкротстве лица из иностранного государства. Разбирательство с Biofarm finance development этим жестким требованиям, судя по всему, полностью соответствует.

Эффект домино

Покровский завод биопрепаратов имеет полувековую историю, которая омрачена прекращением производства, роспуском коллектива и отчаянной борьбой за существование. В свое время завод был основным предприятием, обеспечивающим потребности агропромышленного комплекса СССР в вакцинах для птицеводства и животноводства. Предприятие является банкротом, а еще десять-пятнадцать лет назад работало с прибылью. Например, в 2011 году прибыль завода превысила полмиллиарда рублей в актуальных ценах – огромные деньги в тот период, когда доллар стоил 27-30 рублей.

Завод был надежным отраслевым поставщиком по госконтрактам, в том числе по заказу Минсельхоза России. На действующем сайте остановленного предприятия до сих красуются статьи о былых успехах. Как следует из самопрезентации, уникальность завода заключалась в производстве полного цикла – от вакцинных штаммов микроорганизмов до готовых продуктов. За десятилетия работы в портфеле зарегистрированных и выпускаемых препаратов накопилось более 30 наименований вакцин и диагностических наборов. Отмечается, что продукция успешно конкурирует с зарубежными аналогами, а завод занимает устойчивое положение на рынке ветеринарных препаратов.

От этих достижений остались только светлые воспоминания. Где и когда произошел сбой, кто именно виноват в поломке – вопрос открытый. Но в связи с такими очевидными управленческими промахами проблемы основного собственника Покровского завода закономерны.

«Для современной судебной практики вполне стандартной является ситуация, когда за банкротством юридического лица следует банкротство материнской компании и конечных бенефициаров бизнеса. В случае, если будет установлен факт причинения убытков или иных недобросовестных действий контролирующих лиц, такой «карточный домик» может привести к целому ряду взаимосвязанных процедур несостоятельности», – комментирует партнер, руководитель практики разрешения споров юридической компании N.A. Legal Екатерина Антипенко.

В рамках обоих дел о банкротстве – Покровского завода и его собственника – арбитражные управляющие проанализируют хозяйственную деятельность, продолжат поиск активов и возможностей по оспариванию заключенных сделок. Более того, в суд уже подано заявление о привлечении к ответственности бенефициаров и бывших руководителей Покровского завода, рассмотрение иска назначено на август 2025 года. Вполне вероятно, что за банкротством австрийской Biofarm finance development и Покровского завода последуют и другие процедуры – вплоть до банкротства конечных собственников – физлиц, отмечает Екатерина Антипенко.

Будет ли возрождение

Мария Сенчикова рассказывает, что на практике реанимация банкрота происходит в двух случаях.

Первый – если бенефициары плотно прижаты к стенке, и есть вероятность, что кредиторы скоро придут за их личным имуществом. Такая угроза, как сказано выше, реалистична, механизм взыскания есть. Второй вариант – если у должника есть имущество, которое можно выкупить и начать эксплуатировать. При этом стоимость погашения требований всех кредиторов, расходов на юристов, комплаенс-процедур, судебных тяжб должна быть ниже, чем предполагаемая прибыль. То есть нужна очевидная потенциальная выгода. В обоих случаях размер кредиторской задолженности обычно не имеет значения.

В настоящем деле есть интересные нюансы. Согласно сообщению от 21 мая 2025 года, акционерное общество «СУЭР» (г. Москва) выступило с намерением погасить задолженность по обязательным платежам АО «Покровский завод биопрепаратов». Заявление о погашении требований Федеральной налоговой службы РФ в размере 326,5 млн рублей будет рассмотрено судом 23 июля. Руководитель «СУЭР» Илья Алексеев также является учредителем новосибирского ООО «НПК «Биопрепарат», то есть фирма близка по роду деятельности АО «Покровский завод биопрепаратов».

«Полагаю, кто-то хочет «выбить» государство из дела и произвести замену кредитора. Это делается либо для приобретения контроля над процедурой, либо для скорейшего достижения какого-то соглашения, потому что Федеральная налоговая служба – обычно проблемный кредитор. Посмотрим, насколько это реально – раньше с такими заявлениями уже обращались другие лица», - отмечает Мария Сенчикова.

В деле о банкротстве Покровского завода были проведены торги, по результатам которых АО «Фармактив», созданное 16 ноября 2023 года, выкупило право требования к австрийской компании Biofarm finance development и AO «Биофарм» в размере 625,1 млн рублей. Это именно та сумма, которая стала основанием для обращения АО «Покровский завод биопрепаратов» с требованием о банкротстве своего мажоритарного собственника.

Единственным акционером АО «Фармактив» числится московский бизнесмен Вячеслав Матвеев. Он же является учредителем еще двух компаний – АО «Проактив» и АО «Развитие промышленных активов». Обе фирмы не имеют сотрудников и ничего не зарабатывают, что в целом также может быть интересно для последующих маневров с активами Покровского завода.

«Я предполагаю, что в дальнейшем это же общество, его акционер или связанный с ними интересант заберут акции завода. Возможно также, что дело о банкротстве Biofarm finance development будет прекращено иным способом, например, путем заключения мирового соглашения или отказа единственного кредитора от всех требований», - заключил эксперт.

Оценить перспективы реанимации завода можно при наличии экономически обоснованного плана его возрождения. Если же имущество в комплексе никому не нужно – скорее всего, оно уйдет за бесценок с молотка.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!