Вместо «АвтоВАЗа» будет Chery. Китайский автоконцерн хочет завоевать Россию
Китайский автомобильный концерн Chery до 2030 года планирует нарастить продажи своих машин в России до 1 млн экземпляров. Это в два раза больше актуальных объемов «АвтоВАЗа». Эксперты сомневаются в реальности планов Chery, даже если он начнет открывать заводы в России.
На хвосте у Тольятти
Автомобили марки Chery и многочисленных суббрендов китайского автоконцерна по итогам 2024 года заняли пятую часть рынка легковушек в России. Об этом 8 января сообщает телеграм-канал «Автопоток», отмечая, что компания до 2030 года планирует увеличить продажи своих машин в России до 1 млн экземпляров, включая как импорт, так и собранные в нашей стране машинокомплекты.
За 2024 год в России было продано 157 899 автомобилей головного бренда, т.е. непосредственно Chery, лидером стала модель Tiggo 7 Pro Max (62 249 штук). Помимо этого – 49 789 автомобилей суббренда Omoda, 41 082 автомобилей суббренда Exeed. В список также вошли калининградские Kaiyi (бренд принадлежит концерну Chery) – 7 929 экземпляров, и Xcite (перелицованные Tiggo 7 Pro и Tiggo 8 Pro Max, сборка которых налажена в Санкт-Петербурге) – 5534 штук.
Всего, если суммировать продажи Chery, получается 325 194 экземпляра. Для сравнения, в 2023 году этот показатель составлял 224 196 экземпляров. И еще для сравнения – «АвтоВАЗ» по итогам ушедшего года произвел 525 525 автомобилей, из них своих покупателей нашли, по разным данным, около 450 тысяч машин марки Lada. Отрыв получается уже совсем небольшим.
Mashnews обратился в головной офис Chery и в российское представительство с просьбой прокомментировать амбициозные планы, но ответов пока не получил.
СПРАВКА MASHNEWS
- Компания Chery была основана в 1997 году по инициативе мэрии города Уху (провинция Аньхой) на базе предприятия по производству автокомпонентов. С 2001 по 2004 год 20% акций Chery владела шанхайская компания SAIC. В 2012 году было создано совместное с Jaguar Land Rover предприятие, построившее завод недалеко от Шанхая. По итогам 2023 года Chery Holding Group продал 1,88 млн автомобилей, из них на зарубежные рынки поставлено 937 тыс. машин. Выручка компании за 2023 год составила 300 млрд юаней ($42,25 млрд).
Без локализации миллиона не будет
Может ли и правда китайский производитель стать номером один в России, тем более за столь краткий срок? Опрошенные Mashnews эксперты в этом, мягко говоря, сомневаются, и называют целый ряд причин. «Помешать планам Chery может вообще всё, - считает главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин. - Экономическая, геополитическая ситуация. Давать какие-либо позитивные прогнозы сейчас надо максимально осторожно. Говорить о том, что, не имея собственного производства, мы в 2030 году будем продавать 1 млн автомобилей – для этого надо быть очень большим оптимистом».
«Глядя сейчас на рынок, сложно представить, что его ждет взрывной рост», - продолжает собеседник Mashnews, и подчеркивает: «У Chery, по сути, только одна дешевая модель, это Tiggo 4 Pro, остальные стоят под 3 млн, а ведь этот сегмент в 2024-м пострадал очень серьезно».
Отсутствие собственных заводов кажется основным препятствием на пути к «миллионному» захвату рынка. Планы по открытию производств на территории России озвучивались официальными лицами Chery еще в 2023 году, однако на данный момент все ограничивается перевешиванием шильдиков и выпуском условно-российских Kaiyi и Xcite. Которые погоды на рынке не делают.
«С учетом изменения таможенно-тарифного регулирования и планов по дальнейшему увеличению утилизационного сбора, планы компании Chery могут быть реализованы только с очень масштабной локализацией, в противном случае шансов нет. Мы не видим со стороны китайского концерна таких же действий, как со стороны Haval по строительству крупных заводов. Говорить о каких-либо предпосылках к реализации таких объемов сложно, потому что эти предпосылки попросту отсутствуют», - резюмирует вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
«Их больше в автосалонах, чем на дорогах»
Миллион машин в год – эта цифра автоблогера и автоэксперта Артема Зайцева искренне удивляет. «Тут многое зависит не только от желаний и возможностей Chery, но и от экономической ситуации, - говорит он. - Многие не покупают китайские авто и не планируют их покупать, предпочитая везти новые машины из Кореи. А те, кто всё же купил, «возвращаются обратно», избавляясь от них и приобретая взамен подержанных европейцев. Если Chery подтянет качество, если через пять лет не будут появляться видео с ржавеющими снизу кузовами…».
Причин для кардинального изменения ситуации в этом плане Зайцев не видит, отмечая, что Chery, в первую очередь, бизнесмены, чья первостепенная задача – делать «из дешевого дорогое». Есть, впрочем, еще два немаловажных момента. Первый: ситуация в мире нестабильна, и может измениться в любой момент, в том числе и в лучшую сторону. Второй: многие автовладельцы в России привыкли думать на несколько шагов вперед.
«Chery, Jaecoo и прочие – машины посредственные, несмотря на яркий экстерьер. А чем хуже, например, Changhan? Почему россияне должны стать приверженцами только одного производителя из Китая? А если вернутся корейцы, японцы и немцы? Люди будут бежать от китайских авто, как черт от ладана, сейчас их приобретают исключительно из безысходности. Надо еще учитывать особенности менталитета: их не берут, предполагая длительную эксплуатацию – у нас привыкли ездить на одной и той же машине много-много лет. А тут к запчастям одни сплошные вопросы», - говорит эксперт.
И приводит пример: «Я сейчас на площадке одного из крупнейших дилеров в Краснодаре, компании «Юг-Авто эксперт». А еще это один из крупнейших центров по продаже подержанных автомобилей. И что мы видим? Сплошные Haval, Changhan, Chery Tiggo 4, опять Haval. Машины свежие, пробеги минимальные, продаются. Площадки ими забиты. Почему я по большей части вижу их именно здесь, а не на дорогах?».
Xcite – лишний
Как получилось, что в России оказалось огромное количество Chery, и как этой марке удается наращивать продажи? Ответы на эти вопросы крайне просты, считает Максим Ракитин: «Компания в России уже 19 лет, у них наработан устойчивый авторитет, клиентская база. Есть склады запчастей, есть понимание, как их ремонтировать, и есть понимание, что нужно российскому покупателю. То, что Chery так много, – в первую очередь, заслуга того, что марка у нас очень-очень давно».
Только это не значит, что можно рассчитывать на полноценное лидерство, имея в «загашнике» один только Xcite – если говорить о Chery с российской пропиской. Кстати, что насчет него? «Да, мы прекрасно понимаем, что именно это за автомобили. Мне лично непонятно, почему те модели, которые легли в их основу и хорошо продавались под своим изначальным брендом, непосредственно у «Эксайта» не идут. Хотя и по цене доступны, и в ремонте понятны. Но Xcite уж точно не влияет и не повлияет на общее количество продаж, это все-таки отдельная история».
Одним словом, не следует путать декларацию о намерениях с ее конечной реализацией. В Chery очень сильно заинтересованы в российском рынке и готовы открывать здесь сборочные производства. Но это не значит, что «АвтоВАЗу» и другим автозаводам следует готовиться к безоговорочному поражению.