20 мая 2024 18:08
читать 11 минут
IT

В России введут контроль за компьютерными играми: что будет с отраслью

Президент РФ Владимир Путин включил в Основы государственной политики России в области исторического просвещения контроль за компьютерными играми. Участники рынка стоимостью 3 млрд долларов разделились: одни опасаются убытков и ограничений свободы творчества, другие рассчитывают на господдержку и говорят, что это поможет отечественным разработчикам создать достойную конкуренцию западным играм.

Историческое просвещение и западные угрозы

Указ президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» опубликован на официальном портале правовой информации 8 мая.

В утвержденных «Основах» сказано, что Россия - великая страна с многовековой историей, государство-цивилизация, внесшее огромный вклад в общемировое развитие. В основе самосознания российского общества лежат традиционные духовно-нравственные и культурно-исторические ценности. Их сохранение и защита - неотъемлемая составляющая суверенитета РФ.

При этом российское общество сталкиваются с целым рядом угроз. К их числу которых относятся:

  • - недружественные действия иностранных государств, направленные на отрицание или преуменьшение исторического вклада России в развитие мировой цивилизации;
  • - попытки деформации исторической памяти и искажения исторической правды;
  • - использование коллективным Западом фальсификации истории в качестве оружия в информационной войне.

Этому должны противостоять государство и общество. В задачи госполитики включен и контроль за компьютерными игами. Дословно сказано:

«Создание механизмов государственного и общественного контроля в отношении существующего рынка компьютерных игр для исключения неконтролируемого распространения цифровых продуктов, создающих искаженное представление о событиях отечественной и мировой истории, а также о месте и роли России в мире»

 

На кону – 3 млрд долларов

Сейчас на российском рынке разработчиков видеоигр представлено около 30 крупных игроков и еще масса небольших студий разработки. Объем этого рынка в 2023 году оценивался примерно в 3 млрд долларов. 

«Один из самых крупных последних релизов — Atomic Heart. Есть традиционно популярные «Мир Танков», «Калибр», Standoff 2. Недавно 1C GS анонсировали разработку нового крупного проекта «Война миров: Сибирь», - перечисляет популярные российские игры Александр Бодров, заместитель генерального директора Организации развития видеоигровой индустрии.

Вряд ли с принятием «Основ» нужно опасаться каких-то неблагоприятных последствий, считает Глеб Кадомцев, маркетинговый директор студии Game Art Pioneers, (разрабатывает первую в России AAA игру Distoriton с бюджетом более $100 млн.)

Под удар, по его мнению, может попасть разве что игра Indika, которая сделана нашими специалистами, но юридически студия - не российская, при этом повестка в ней более чем спорная по отношению к нашей стране.

Александр Бодров отмечает, что тренд на ПК-игры в России традиционно силен, согласно официальной статистике Steam, русский язык находится на 3-м месте после китайского и английского. Что касается игр с искаженной российской историей, эксперт отмечает, что это, скорее, исключение, на рынке таких немного. 

СПРАВКА MASHNEWS

  • AАА (или трипл-эй) - аналог блокбастера в кино, игра с внушительным бюджетом (более $100 млн).
  • Действие Distortion разворачивается на планете Хлоя-Ахея, куда  прибыли поселенцы из Солнечной системы. Они сознательно отказались от благ цивилизации в угоду размеренной жизни в гармонии с природой и друг с другом.
  • Indika — приключенческая компьютерная игра, разработанная студией Odd Meter. Релиз состоялся 2 мая 2024 года.  События разворачиваются в альтернативной России конца XIX века. Главная героиня по имени Индика - душевнобольная  монахиня, слышащая голос дьявола.

Primum non nocere

Отечественных разработчиков игр волнует, каким образом правительство РФ и другие «субъекты государственной политики» станут реализовывать Основы госполитики в области исторического просвещения – то есть будут ли их действия соответствовать принципу Primum non nocere (не навреди), говорит Алексей Яровит, эксперт Организации развития видеоигровой индустрии (РВИ).

«Обостренная реакция отечественной индустрии вполне объяснима - режим беспрецедентных санкций крайне болезненно по ней ударил. Сегодня российский геймдев (процесс создания и разработки видеоиг – прим. ред.), если угодно, «перегруппировывается». Есть наглядная позитивная динамика, которая происходит, во многом, благодаря индустриальной синергии - объединения усилий множества игроков рынка, выраженная, в т.ч., в виде новых профильных ассоциаций: Организация развития видеоигровой индустрии (РВИ), АПРИОРИ, «Р.А.Д.И. Видеоигр» и т.п.», - говорит эксперт.

Процессы эти идут, прежде всего, «снизу». И «лобовое» участие государства рядом профессионалов воспринимается с осторожностью, поясняет Яровит.

Эта инициатива (имеется ввиду пункт о контроле на компьютерными играми – прим. ред.) может привести к появлению новых ограничений и требований к контенту видеоигр, что потребует от разработчиков внесения изменений или даже отказа от реализации некоторых проектов, говорит директор по развитию направления игровой индустрии Университета «Синергия» Михаил Пименов.

Ранее глава СПЧ Валерий Фадеев уже предлагал запретить видеоигры с «дурными идеями». Но кто и как будет оценивать критерии «дурноты», и не упрется ли это в чье-то личное мнение - вопрос открытый.

«Для конкретных компаний это может поставить задачу адаптации существующих и разработки новых проектов таким образом, чтобы они включали элементы российской истории и культуры в контексте, одобренном государством. Это может способствовать возрастанию интереса к национальной истории и культуре, но также и навлечь критику за ограничение творческой свободы разработчиков», - объясняет Пименов.

Возможны золотые горы?

Глеб Кадомцев из Game Art Pioneers видит в принятии «Основ госполитики» желание не дать западной пропаганде (вроде истории с ЛГБТ) проникать на российский рынок. При этом, говорит эксперт, такая повестка становится настолько ненативной, что игроки и сами обрушивают рейтинги подобных игр и все чаще перестают в них играть.

«Тем не менее, нам важно активно создавать свою альтернативу этим играм. Пока что «люди плюются», но продолжают играть, так как качественных альтернатив у них нет», - говорит Глеб Кадомцев.

По его словам, очень многие российские специалисты сейчас работают над западными играми, поскольку в России не дают на это дело хороших бюджетов.

В «Основах» есть ряд пунктов, которые должны способствовать развитию отечественной индустрии. В том числе «Совершенствование системы грантовой и иных видов поддержки исторических и культурных проектов», «Формирование государственного заказа» и др.

То есть государство готово выделять ресурсы на разработку и поддержку проектов, соответствующих Основам госполитики в области исторического просвещения. Михаил Пименов также ожидает увеличения финансирования на создание игр, посвященных российской истории и культуре.

Стоит отметить, что ранее АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) уже вкладывалось в разработку видеоигры в жанре Action-RPG. Грант тогда (260 млн рублей на игру о Смутном времени в России)  получила новосибирская студия Cyberia Limited .

«Президентский указ видится российской индустрией видеоигр как инструмент, эффективность которого зависит от того, в чьих руках он окажется. Профессиональное сообщество рассчитывает на то, что оно будет максимально вовлечено в его успешную реализацию», - комментирует Алексей Яровит.

С ним соглашается Михаил Пименов, уточняя, что ожидаемые изменения отенциально могут значительно изменить ландшафт российского рынка видеоигр, вызвав как позитивные, так и негативные последствия.

При этом Михаил Пименов не ожидает, что популярные сейчас игры  попадут под удар, а заявленные релизы не выйдут. 

«Вероятнее всего, будет составлен определенный перечень того, что считается деструктивным контентом и на что будут накладываться ограничения. В мировой практике известно немало случаев, когда для выхода в одной стране внутриигровой контент подвергался изменениям со стороны разработчиков, после чего продукт получал зеленый свет», - уточняет специалист.
Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент