Владимир Путин поучаствовал в закладке ледокола «Сталинград» в Петербурге
Церемония прошла 18 ноября на Балтийском заводе ОСК.

В Петербурге состоялась закладка седьмого универсального атомного ледокола проекта 22220 «Сталинград», названного в честь героической обороны Сталинграда в годы Великой Отечественной войны. К торжественной церемонии посредством видеоконференцсвязи присоединился президент РФ Владимир Путин.
Вместе с главой российского государства в онлайн-формате в мероприятии участвовали министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов и губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. Очное участие в церемонии приняли генеральный директор АО «Объединенная Судостроительная корпорация» Андрей Пучков, генеральный директор государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексей Лихачев и полномочный представитель президента РФ в СЗФО Игорь Руденя.
«Уверен, что новый ледокол «Сталинград» будет достойно носить это гордое имя. Работая в суровых условиях Арктики, прокладывая путь через льды, он станет еще одним символом таланта, силы, созидательной энергии нашего народа, его способности ставить перед собой и воплощать в жизнь самые дерзновенные планы», — сказал в ходе церемонии Владимир Путин.
Одним из почетных гостей торжественной церемонии закладки судна стал участник боев под Сталинградом, 103-летний ветеран Великой Отечественной войны Павел Петрович Винокуров. 19 ноября 1942 года под Сталинградом началось контрнаступление советских войск под кодовым названием «Уран».

Президент РФ Владимир Путин, министр промышленности и торговли Антон Алиханов и губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров подключились к церемонии закладки ледокола «Сталинград» по видеоконференцсвязи. Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews

Участник боев под Сталинградом, 103-летний ветеран Великой Отечественной войны Павел Петрович Винокуров. Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews

Церемония закладки ледокола «Сталинград». Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews

В торжественной церемонии закладки нового атомного ледокола также участвовали дети, чье будущее связано с освоением Арктики и развитием отечественного судостроения. Среди них были представители династий Балтийского завода, дети работников «Росатома», участники проекта «Ледокол знаний», уже проявившие интерес к арктической тематике, а также активисты «Движения первых», вовлеченные в научно-техническое творчество и патриотические инициативы.
На сегодняшний день в составе ледокольного флота «Росатома» находится восемь атомных ледоколов: «50 лет Победы», «Ямал», универсальные атомные ледоколы проекта 22220 «Арктика», «Сибирь», «Урал», «Якутия», которые построены на Балтийском заводе ОСК, а также «Вайгач» и «Таймыр», в строительстве которых участвовали специалисты Балтийского завода. Обладание атомным ледокольным флотом обеспечивает Российской Федерации уникальное конкурентное преимущество в Арктике.
В настоящее время на Балтийском заводе ОСК продолжается строительство атомных ледоколов проекта 22220 «Чукотка», «Ленинград», а также многофункционального судна атомного технологического обслуживания проекта 22770 «Владимир Воробьев».
Несмотря на то, что Балтийский завод ОСК строит серию ледоколов, и все вроде бы должны быть одинаковы, каждый из них обладает уникальностью, отметил руководитель проекта СУАЛ «Сталинград» Балтийского завода ОСК Иван Братцев.
«В процессе строительства мы выявляем слабые места, устраняем их, и каждый последующий ледокол становится только лучше. Мы корректируем чертежи, производим много доработок в железе. Можно сказать, что все ледоколы друг от друга отличаются, но при этом серия одинаковая», — подчеркнул Братцев.
Закладка нового ледокола заставила ощутить радость и гордость, рассказал журналистам Алексей Лихачев. «Это уникальная линейка ледоколов. Здесь на Балтийском заводе уникальное производство. Это уникальное сочетание российской инженерной мысли, атомных, судостроительных и управленческих решений. Выражаясь казенным языком, это абсолютно импортонезависимый продукт. А по-человечески говоря это — гордость России», — добавил гендиректор «Росатома».
Срок строительства ледоколов удалось сократить с семи до пяти лет, подчеркнул Андрей Пучков. ОСК успешно осваивает технологию крупноблочного строительства, внедрила передовую систему производства. Все это в совокупности дало возможность специалистам Балтийского завода ОСК как следует набить руку и работать более эффективно.
«Мы примерно на 15% снизили количество нормочасов при строительстве ледоколов», — уточнил гендиректор ОСК.
Россия — единственная страна в мире, которая обладает мощным ледокольным флотом, добавил Пучков. «Сегодня мы с вами превзошли те достижения, которые в свое время сделала советская страна. Никогда в мире не строились ледоколы такой серийности. Семь ледоколов в одной серии — это беспрецедентно. И это все делается не ради строительства ледоколов. Это делается для того, чтобы Арктика была нашей. Мы четко находимся в движении к этой цели», — подчеркнул Пучков.
Акт о закладке ледокола «Сталинград» подписали генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Яков Антонов, директор филиала по атомным судам ФАУ «Российский морской регистр судоходства» Олег Яшенькин и генеральный директор Балтийского завода ОСК Александр Коновалов. После этого будущий ледокол освятили представители Русской Православной Церкви.
Ветеран Павел Винокуров передал Алексею Лихачеву металлическую капсулу, в которой содержится земля с Мамаева кургана, где проходили самые кровопролитные столкновения во время Сталинградской битвы. Капсулу разместят на будущем ледоколе, а решение о месте, где она будет храниться, примет капитан судна.

Закладная доска универсального атомного ледокола ЛК-60 проекта 22220 «Сталинград». Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews

Капсула с землей с Мамаева кургана, которая будет находиться на ледоколе «Сталинград». Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews


Ветераны из Волгоградской области Александр Струков и Хельви Латту. Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews

Генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Яков Антонов,
директор филиала по атомным судам ФАУ «Российский морской регистр судоходства»
Олег Яшенькин и генеральный директор Балтийского завода ОСК Александр Коновалов
подписывают акт о закладке ледокола «Сталинград». Фото: Дмитрий Матвеев /
Mashnews


Освящение закладки ледокола «Сталинград». Фото: Дмитрий Матвеев /
Mashnews

Генеральный директор ОСК Андрей Пучков, генеральный директор «Росатома»
Алексей Лихачев и полномочный представитель президента РФ в СЗФО Игорь Руденя
(слева направо). Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews

Ветеран Великой Отечественной войны Павел Винокуров, генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев и полпред президента в СЗФО Игорь Руденя фиксируют закладную доску ледокола «Сталинград». Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews

Генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей
Лихачев. Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews

Генеральный директор АО «Объединенная Судостроительная
корпорация» Андрей Пучков. Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews

Церемония закладки ледокола «Сталинград». Фото: Дмитрий
Матвеев / Mashnews


СПРАВКА MASHNEWS
Основные характеристики универсального атомного ледокола проекта 22220: длина габаритная — 173,3 метра; ширина — 34 метра; высота борта — 15,2 метра, мощность — 60 МВт (на валах); скорость хода — 22 узла (по чистой воде), осадка — 10,5 метра/9,3 метра; ледопроходимость — до 3 метров; водоизмещение — 33 540 тонн; расчетный срок службы — 40 лет.
При строительстве ледоколов проекта 22220 используются инновационные решения, ранее не применявшиеся на судах с ядерными энергетическими установками. Использование переменной осадки позволяет ледоколам этого проекта не только эффективно обеспечивать навигацию по Северному морскому пути (СПМ), но и работать на мелководных участках Енисея и Обской губы. Эта особенность в будущем позволит заменить ледоколы ранних проектов новыми, уменьшив общую стоимость эксплуатации атомного ледокольного флота, полностью сохранив все его возможности.
Северный морской путь является ключевым фактором экономического развития северных регионов России. СМП сокращает расстояние между Европой и Азией по сравнению с традиционными маршрутами через Суэцкий канал на 30–40%, что снижает затраты на транспортировку товаров, сырья и промышленных грузов.
Использование СМП позволяет снизить зависимость от транзитных коридоров через третьи страны и упрощает диверсификацию поставок, так как обеспечивает близость как к европейским, так и к азиатским рынкам. В существующих геополитических условиях этот маршрут становится стратегически важным для обеспечения независимости транспортных потоков.