ВИНКам дадут срок: расчеты нефтяников с подрядчиками хотят сократить с 90 до 7 дней
Нефтегазовые госкомпании платят поставщикам с большими задержками – до 90 дней, фактически оставляя бизнес без денег. Предложения о сокращении сроков расчетов отправлены в правительство РФ в конце мая. Однако быстрых решений вряд ли можно ждать.

Ситуация в нефтесервисе критическая, в том числе из-за необоснованно длительных отсрочек платежей за выполненные работы и поставленные товары ключевым заказчикам – вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК). Об этом заявил президент Национальной Ассоциации нефтегазового сервиса (НАНГС), член комиссии Госсовета РФ по энергетике Виктор Хайков. Комиссия обсуждала проблемы нефтесервисных компаний и производителей оборудования 22 мая.
Виктор Хайков предложил сократить сроки расчетов с подрядчиками с нынешних 30-90 дней до 7 рабочих дней.
Глава НАНГС подчеркнул, что рентабельность нефтесервисных компаний сегодня близка к нулю – «многие компании в убытках». Тяжелая ситуация в этом секторе создает угрозу безопасности в ТЭК.
«По данным, озвученным на заседании комиссии по вопросам промбезопасности в декабре 2024 года, нефтегаз, а именно подрядчики (т.е. нефтегазовый сервис) – лидеры по аварийности. Они вынуждены экономить на всем, что ведет к снижению качества персонала и росту ЧП», - отметил Виктор Хайков.
Меры по улучшению положения нефтесервисных компаний направлены в правительство РФ и администрацию президента РФ «для дальнейшей проработки и принятия решений».
А 18 июня - уже на заседании Комиссии Госсовета по направлению «Промышленность» - Виктор Хайков предложил провести обсуждение системы госзакупок. «Проблемы, особенно в закупках госкомпаний, включают длительные сроки оплат, жесткие условия договоров, тотальный перекос ответственности на бизнес, сложности в продвижении инноваций и многие другие», - отметил президент НАНГС.
Поставщики – бесплатные кредиторы нефтегаза
О необходимости решить вопрос с платежами не первый год говорят в профессиональном сообществе. Союз производителей нефтегазового оборудования еще в 2022году обращался в Минпромторг России с просьбой запустить механизм «льготного факторинга» - компенсации процентной ставки для поставщиков, выполнивших свои обязательства перед заказчиком.
В обращении было сказано, что в отрасли сложилась абсурдная ситуация - «безвозмездное кредитование заказчика производителем». Необходимо «обеспечить производителей и поставщиков услуг (а также их субподрядчикам по цепочке) столь необходимыми для их развития оборотными средствами и как результат простимулировать устойчивое развитие промышленного потенциала страны».
С повышением ключевой ставки ЦБ РФ эта проблема стала еще более острой для подрядчиков. Как рассказали Mashnews в АО «Саратовский завод РМК», покупатель обычно вносит в качестве аванса от 30 до 50% от суммы договора, однако зачастую аванс вообще не предусмотрен. А оставшаяся часть суммы по контракту (или вся сумма при отсутствии аванса) производится после отгрузки продукции «с отсрочкой платежа от 60 до 90 дней».
«Поскольку 60-70% затрат по контракту – это сырье и материалы, эти расходы необходимо производить в первую очередь, еще до начала производства. Основные затраты в течение цикла производства – заработная плата и платежи во внебюджетные фонды (20-25% затрат), оплата коммунальных услуг и транспортных расходов на доставку готовой продукции покупателю. Таким образом, от 50% до 100% затрат по контракту предприятие финансирует за счет собственных либо кредитных средств», - отметил генеральный директор Саратовского завода РМК Михаил Савран.
Так как ключевая ставка Центробанка находится на рекордно высоком уровне, то финансовые расходы на привлечение денежных средств снижают маржинальность до минимума, добавил руководитель предприятия, постоянно сотрудничающего с нефтегазовыми компаниями.
Страдают и поставщики строительных материалов, представленные в основном средними и малыми предприятиями.
«Компании отличаются большой закредитованностью, в том числе по причине сезонного фактора работы: существенная доля предприятий в низкий сезон берет кредиты на пополнение оборотных средств. А с учетом текущих условий кредитования пережить непростой период, который прогнозируется до конца 2026 года, смогут не все компании отрасли», - сообщил Mashnews председатель Совета Ассоциации производителей строительных материалов, оборудования и сырья Евразийского экономического союза (ПСМ ЕАЭС) Алексей Горохов.
«Дочкам» закон не писан
Участники отрасли предлагали разные меры улучшения ситуации с платежами, однако нормативного закрепления эти инициативы пока не получили.
«В лучшем случае решения могут быть приняты в 2025 году, но потребуется время на их масштабное внедрение», - считает партнер Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин.
Один из возможных шагов – усиление административной ответственности за нарушение сроков оплаты по договорам со всеми контрагентами. Однако штраф – это все-таки не панацея, уверен профессор Академии военных наук РФ, член Совета по развитию системы закупок при ТПП РФ Юрий Лавров.
«Своевременные расчеты с поставщиками должны стать частью культуры планирования финансов в любом бизнесе. Думаю, со временем эта культура сформируется», - отметил собеседник Mashnews.
В то же время, по его словам, сами поставщики должны не бояться решать вопросы платежей в судах. Другое дело, что большинство госкомпаний в нефтегазовом секторе осуществляют закупки в рамках федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», согласно которому заказчик может сам устанавливать сроки оплаты за выполненные работы.
«Возможно, стоило бы ужесточить эту норму и сделать обязательной оплату в течение 7 рабочих дней с момента приемки товара или услуги», - сказал эксперт.
Однако не все нефтегазовые компании руководствуются 223-ФЗ. «Многочисленные «дочки дочек» могут вообще выстраивать закупочные процедуры без какого-то законодательного регулирования. И вот здесь может помочь только формирование той самой культуры работы с поставщиками – вопросы KPI, воздействия на руководителя, его персональная ответственность за отсрочки платежей», - подчеркнул Юрий Лавров.
Цена падает, требования – растут
Сложности для подрядчиков, участвующих в закупках госкомпаний, состоят не только в задержках платежей. Серьезная проблема —административная нагрузка и сложность процедур.
«Многие крупные компании предъявляют повышенные требования к документации, сертификации, квалификации персонала и финансовой отчетности, что особенно сложно для средних и малых предприятий. В условиях макроэкономической нестабильности и турбулентности логистических цепочек соблюдение этих требований становится еще более затруднительным», - отметил Дмитрий Касаткин.
«Встречаются злоупотребления со стороны заказчиков, когда они вводят многочисленные дублирующие требования – например, наличие разного рода добровольных сертификаций. По сути, они не подтверждают никаких новых компетенций поставщика, и часто эти документы просто покупают, чтобы предъявить заказчику. Но это очередные затраты для поставщика», - добавил член Совета по развитию системы закупок при ТПП РФ.
К тому же компании нефтегазового сектора в последнее время стали значительно урезать бюджет. «Порой номинально максимальная цена, которая устанавливается в документации о закупке продукции, уже заведомо ниже себестоимости поставляемого оборудования», - отметил Михаил Савран.
В то же время ужесточаются требования к качеству и надежности продукции. Так, очень жесткими стали требования к дополнительному оборудованию, особенно в части КИПиА (контрольно-измерительные приборы и автоматика), рассказал генеральный директор АО «Саратовский завод РМК».
«С уходом западного производителя цены увеличились в 3 раза, слишком длительный срок поставки, при этом большинство поставщиков хотят 100% предоплату. Это сказывается на сроках изготовления и поставки. При этом заказчик не всегда идет на встречу в переносе срока контракта и начинает применять штрафные санкции», - пояснил собеседник Mashnews.
По словам Дмитрия Касаткина, с уходом части иностранных компаний нефтегазовые корпорации ужесточили контроль на входе, расширили аудит поставщиков и увеличили долю долгосрочных проверок. «Отечественные производители не всегда успевают адаптироваться: отставание в технологиях, нехватка компетенций и сложный доступ к финансированию мешают быстро довести продукт до уровня требований крупнейших заказчиков», - заявил партнер Kasatkin Consulting.
Принятые нормы «национального режима» (отечественные производители получили преимущество в конкурсных процедурах ) глобально не поменяли расстановку сил на рынке. То есть конкурентоспособнее российские поставщики не стали, по крайней мере – пока, считает Юрий Лавров.
«Нацрежим – это долгосрочная история, она сработает, на мой взгляд, только через 10-15 лет, и при условии, что у нас будет комфортный инвестиционный климат для развития производства отечественных товаров, чтобы они могли конкурировать с тем же Китаем. Пока каких-то разительных изменений в этой области я не вижу», - заключил собеседник Mashnews.