06 сентября 2023 12:33
читать 6 минут

Верфь "Пелла" отбилась от иска по делу о пропаже газотурбохода "Циклон"

Крупнейшая на Северо-Западе частная верфь "Пелла" не будет платить за исчезнувший в Феодосии газотурбоход на подводных крыльях "Циклон", пишет "Новый проспект", ссылаясь на вступившее 29 августа в законную силу решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Фото из журнала Classic Ferries (2001 г.)

Газотурбоход на подводных крыльях "Циклон" был спущен на воду в 1987 году — это единственный экземпляр советского проекта 12352. Судно длиной 44 метра и водоизмещением 137 тонн разгонялось до 80 км/ч и принимало на борт 250 пассажиров. Теплоход возил туристов по маршруту Ялта — Одесса, позже перешел на линию Таллинн — Хельсинки, затем ходил между греческими островами в Эгейском море. В 2005-м судно доставили на территорию "Судостроительный завод "Море" в Феодосии для ремонта.

Ремонт газотурбохода затянулся. В 2014 году украинский завод "Море" стал российским и поменял форму собственности с государственного унитарного предприятия на акционерное общество. Затем на "Море" решили строить малые ракетные корабли проекта 22800 "Каракурт". Кораблестроителем по контракту с Минобороны выступало АО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла", арендовавшее для этого площади на заводе в Феодосии. Из материалов дела следует, что в 2016 году работы проводились на той самой территории завода, где ремонтировался "Циклон".

Пропажа "Циклона" зафиксирована актом осмотра, датированным сентябрем 2018 года. Что именно случилось с газотурбоходом, из опубликованных документов непонятно. По словам Эдуарда Старостина,  владельца "АПМК Девелопмент" (компания - собственник судна), "Циклон" разломали экскаваторами и выбросили в металлолом перед приездом на завод высокопоставленных чиновников в связи с планами начать строить там ракетоносцы. Впрочем, позже проект с ракетоносцами на территории  феодосийского завода не свернули.

3 года спустя после фиксации пропажи, в 2021-м, владелец "Циклона" обратился в суд. "АПМК Девелопмент" потребовал от "Моря" и  "Пеллы" $5,8 млн со ссылкой на экспертное заключение о цене судна на май 2016-го. В пересчете на курс доллара на момент обращения в суд получилось 422,8 млн рублей. Суд с такой суммой не согласился и сослался на договор, в соответствии с которым "АПМК Девелопмент" приобрела "Циклон" в 2011 году за 15 млн — почти в 30 раз дешевле.

В итоге суд решил взыскать с "Моря" 15 млн рублей, а "Пеллу"  признал непричастной к пропаже теплохода.

"Безусловно, я недоволен решением суда и буду добиваться справедливости в вышестоящих инстанциях", — заявил Эдуард Старостин.

Владелец производственного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" (одно из основных направлений — судостроение) Михаил Даниленко полагает, что "Морю" придется платить, причем сумма, которую взыщет суд за "Циклон", может вырасти.

"Лично я слышал, что в 2017 году "Циклон" попросту порезали на металл, а на его месте заложили и начали строить ракетоносец проекта 22800 с одноименным названием — он впервые принял участие в СВО неделю назад. Собственник "Пеллы" Герберт Цатуров всегда поддерживал порядок и чистоту на своих производственных площадках, он любит, чтобы всё было четко, и ничего лишнего. Полагаю, с круизным теплоходом чуть перестарались, когда наводили порядок. Суды еще будут, и сумма, думаю, подрастет до 30 млн рублей, как расчет ликвидационной стоимости, и объективно судовладелец ничего не потеряет, а "Море" не переплатит в целом. Жаль только последний образец корпуса "Циклона". Надеюсь, ЦКБ Алексеева сумеет оживить проект", — говорит Даниленко.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: