12 февраля 2025 12:44
читать 8 минут

Верфь из Шлиссельбурга победила в суде Schottel из Германии

Верфь из Ленинградской области отсудила у германской Schottel 1,2 млн евро. Впрочем, вернуть деньги у Невского судостроительно–судоремонтного завода шансов нет.

Еще 2 млн евро пытается взыскать со Schottel нижегородский завод «Красное Сормово» — но там события развиваются не так, как хотелось бы российской стороне, пишет «Деловой Петербург».

Производитель судового оборудования из Германии Schottel GmbH должен был поставить Невскому ССЗ винторулевые колонки и тоннельные подруливающие устройства для пяти сухогрузов проекта RSD59 по контракту от мая 2017 года. Решение, которое Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области опубликовал 31 января, касается авансирования части контракта — в 2021–2022 годах Невский ССЗ отправил на счета Schottel 1,2 млн евро. Их суд и взыскал с германского поставщика, который не отработал аванс и даже не прислал на процесс своего представителя, хотя в Петербурге имеется 100%–ная «дочка» Schottel — ООО «Шоттель», формально в споре не участвующее.

Решение не вступило в законную силу — у германской компании есть месяц на обжалование.

Серию из пяти сухогрузов Невский ССЗ строит по заказу АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) для судоходной компании ООО «Пола Райз». В декабре 2023 года завод передал заказчику первый сухогруз проекта RSD59 c российскими винторулевыми колонками. Их спроектировало НПО «Винт» и изготовил опытный завод «Вега» (оба — филиалы центра судоремонта «Звездочка», входящего в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) в рамках программы импортозамещения.

Проект RSD59 разработан петербургским ООО «Морское Инженерное Бюро — Дизайн СПб». Суда класса «река — море» этого проекта предназначены для перевозки генеральных и навалочных грузов, пакетированных пиломатериалов, круглого леса, металлолома, металла в связках и рулонах, крупногабаритных, длинномерных и тяжеловесных грузов, угля, опасных грузов и грузов категории «В».

Это второй крупный спор Невского ССЗ с европейским поставщиком судового оборудования. В прошлом декабре завод взыскал 4,1 млн евро с финской Wartsila Solutions Oy. Это был авансовый платеж по контракту о поставке судовых комплектов главных дизель–генераторов, пропульсивного комплекса и системы электродвижения. После введения международных санкций Wartsila объявила об уходе из России и не исполнила свои обязательства, что и побудило Невский ССЗ обратиться в арбитраж.

Взысканные 4,1 млн евро завод пока не получил — Wartsila Solutions Oy оспаривает решение первой инстанции в апелляционном суде, ближайшее слушание назначено на конец марта.

С германской Schottel судится судостроительный завод «Красное Сормово» из Нижнего Новгорода. Он пытается взыскать 2 млн евро за непоставленное оборудование. В опубликованных материалах дела предмет спора пока не обозначен, но «Красное Сормово» также строит по заказу ГТЛК 11 сухогрузов проекта RSD59, для которых, как полагают участники рынка, и предназначались поставки от Schottel.

В этом процессе завод «Красное Сормово» пытался наложить арест на петербургскую «дочку» Schottel, ООО «Шоттель», и все ее банковские счета — но ничего не вышло. В прошлом декабре судья Арбитражного суда Нижегородской области Ольга Паньшина в ходатайстве отказала с мотивировкой «истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что непринятие обеспечительных мер затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта… защита интересов одной стороны не может осуществляться за счет необоснованного ущемления прав и законных интересов другой стороны, а также третьих лиц».

«Красное Сормово» обжаловало это определение. Успешно или нет, станет понятно в марте, а слушание самого спора продолжится в сентябре.

Генеральный директор ООО «Дизельзипсервис» (крупный поставщик судовых дизельных установок) Марина Карасева полагает, что шансы реально получить деньги по вступившему в законную силу решению российского арбитража о взыскании неотработанного аванса с европейского поставщика на текущий момент отсутствуют полностью.

«Это все прекрасно понимают, но все равно судятся, потому что кроме неисполненных обязательств остаются неотработанные авансы — деньги, сами по себе требующие документального обоснования. Решение арбитража о взыскании их с иностранного партнера может защитить российского заказчика от претензий со стороны налоговых органов в части нарушения валютного контроля. Всегда же есть желающие вывести из легального оборота крупные суммы и заявить, будто они тут ни при чем, а иностранные компании не исполнили свои обязательства», — говорит руководитель «Дизельзипсервиса».

Партнер юридической практики консалтинговой компании «Альтхаус» Александр Арбузов считает, что в настоящее время шансы на приведение в исполнение такого решения в Европе невелики.

«Если обращение в российский арбитраж основано на новых положениях Арбитражного процессуального кодекса РФ, позволяющих пострадавшим от санкций россиянам судиться в России (даже если договором предусмотрен иностранный суд), то признание решения в этих странах и вовсе нереально. Тем не менее судиться нужно. Ситуация в мире изменчива, и то, что сегодня кажется невозможным, может стать реальностью в будущем. Мы уже сейчас наблюдаем осторожную тенденцию к возврату отдельных зарубежных брендов на российских рынок, а значит могут возникать активы внутри нашей страны, которые при наличии судебного решения можно использовать для его исполнения. Это своего рода плата за возврат на рынок. Если же тренд на разделение с Европой усилится, то наличие у взыскателя вступившего в законную силу решения суда ему на руку — кто знает, как наше государство решит компенсировать эту недостачу пострадавшим от санкций», — говорит юрист.

СПРАВКА

Невский судостроительно–судоремонтный завод основан в 1913 году в городе Шлиссельбурге Кировского района Ленинградской области. ООО «Невский ССЗ» зарегистрировано в 2004 году. С 2019 года 50,01% долей компании принадлежали ей самой, а 49,99% — финской Arctech Helsinki Shipyard Oy. С 20 ноября 2024 года 50,01% долей Невского ССЗ принадлежат ему самому, а 49,09 % — ОСК. Это случилось после того, как в июне правительство РФ включило Невский ССЗ в перечень экономически значимых организаций, что позволило Арбитражному суду Московской области приостановить корпоративные права финской компании в отношении него.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!