27 апреля 2023 11:32
читать 11 минут

Ваш коридор — зелёный. Москва пошла к новой индустриализации по короткому пути

Москва в разы сократила сроки согласований при строительстве новых заводов. За два месяца к программе «Зелёный коридор» подключились 100 предприятий. В других регионах не спешат копировать опыт москвичей. Согласования земельных участков — не единственные сложности при постройке промышленных объектов.

Москва ускорилась в два раза

К московскому проекту «Зелёный коридор» подключилось порядка 100 предприятий, заявил 17 апреля в своём Telegram-канале мэр столицы Сергей Собянин.

Правительство Москвы приняло решение создать «Зелёный коридор» для ускорения строительства промышленных объектов два месяца назад. 16 февраля Сергей Собянин подписал постановление, которое должно было стать инструментом для воплощения в жизнь программы, названной «новая индустриализация столицы».

Возведение и реконструкция заводских корпусов площадью не менее 1,5 тыс. кв. метров в Москве теперь проходят по ускоренным процедурам. Как сообщили в правительстве Москвы, общий срок выполнения административных процедур сократился в два раза. Так, с 12 до 7 рабочих дней уменьшилось время проведения предварительного согласования земельного участка. В четыре раза быстрее (с 30 до 7 рабочих дней) стали проходить процедуры подписания, присвоения учётного номера и направление на рассмотрение в Росреестр проекта договора аренды земельного участка.

Оформление и закрытие ордеров на проведение земельных работ и установку временных ограждений теперь проходит в уведомительном порядке, за счёт этого срок проведения этих процедур сократился в 10 раз (с 60 до 6 рабочих дней).

По ускоренной схеме в Москве проводят госэкспертизу проектной документации (срок снизили с 42 до 20 дней) и согласование проектов организации дорожного движения (с 30 до 15 рабочих дней).

В результате общий срок прохождения процедур, по подсчётам мэрии, сократился с 82 до 25 рабочих дней.

Сергей Собянин результатами двухмесячной работы «Зелёного коридора» остался удовлетворён. По его данным, 60 из 100 присоединившихся к программе предприятий строят промышленные здания в рамках крупных инвестиционных проектов, в которые вложено свыше 133 млрд рублей. На них могут трудоустроиться 27 тыс. человек. Около 20 предприятий появятся на территории особой экономической зоны «Технополис Москва».

О каких именно компаниях идёт речь, в мэрии Москвы MASHNEWS не уточнили.

Другие «коридоры»


Фото: В. Новиков / пресс-служба мэра и правительства Москвы

Программы, нацеленной на ускорение строительства промышленных объектов, аналогичной московской, по данным МАSHNEWS, в других регионах России нет. Там оказывают помощь инвесторам в более широком формате — в рамках регионального инвестиционного стандарта, рекомендованного Минпромторгом РФ. Хотя эти программы иногда называются так же — «Зелёный коридор».

В администрации Санкт-Петербурга МАSHNEWS сообщили, что в прошлом году активно прорабатывали элементы регионального инвестиционного стандарта. Пока он не утверждён, это собираются сделать в этом году. Хотя элементы этой системы — например, единое окно для инвестора — уже действуют.

В Ленинградской области делают ставку на облегчение взаимодействия инвесторов с ресурсоснабжающими организациями и местными органами власти. Как рассказала МАSHNEWS директор Агентства экономического развития Ленинградской области Анастасия Михальченко, в прошлом году здесь внедрили комплексную программу «Зелёный коридор для инвестора». На областном инвестпортале по принципу единого цифрового окна начал работать личный кабинет инвестора. В результате срок ответов органов региональной и муниципальной власти и ресурсоснабжающих организаций сократился с 30 до 5 дней.

По словам Анастасии Михальченко, сейчас на сопровождении агентства находятся 192 проекта с объёмом инвестиций более 6 трлн рублей. В 2022 году удалось привлечь 63 новых проекта, за первый квартал 2023 года в системе «Зелёный коридор» зарегистрировалось ещё 54 инвестпроекта (сумма заявленных инвестиций — 100,5 млрд рублей). Сюда вошли проекты из самых разных отраслей: нефтегазохимической, пищевой, лёгкой промышленности, АПК, машиностроения, деревообработки и т.д.

На сегодняшний день все ресурсоснабжающие организации зарегистрированы в личном кабинете инвестора и при необходимости подключаются к взаимодействию с ним. В 2022 году были заключены пилотные соглашения между агентством и ПАО «Россети Ленэнерго», АО «Газпром газораспределение Ленинградская область». В конце 2022 года были подписаны аналогичные соглашения с ГУП «Леноблводоканал» и АО «ЛОЭСК».

«Основной эффект включения ресурсоснабжающих организаций в систему — возможность отправки им запроса о наличии технической возможности подключения в конкретном месте без правоустанавливающих документов, схемы расположения объектов капитального строительства и других схем. Благодаря этому срок получения ответа сократился до семи дней», — говорит Анастасия Михальченко.

Оборудование важнее


Фото: mos.ru

«Зелёный коридор» при строительстве промышленных зданий — хорошо, но не только этим определяются сроки ввода в эксплуатацию новых заводов. 

«С одной стороны, чем быстрее проходят согласования, тем лучше. Инвестор сможет быстрее приступить к проектированию проекта и строительству, чтобы начать возвращать свои деньги. С другой стороны, »процедурный вопрос« — не решающий в этом бизнесе», — сказал МАSHNEWS Илья Степанов, коммерческий директор петербургской компании STEP, которая ведёт строительство промышленных объектов во многих регионах страны. 
«Мы строим заводы в 28 регионах России, делаем проекты »под ключ«. И главным условием успешности такого бизнеса является не наличие ускоренного прохождения административных процедур, а эффективная работа проектной команды. Существенно сократить сроки можно даже в регионах, где нет »Зелёного коридора«, если действовать активно и слаженно. Поэтому я не стал бы слепо копировать опыт Москвы, которая и раньше значительно опережала другие регионы по этому показателю. Многое зависит от самого промышленного объекта — его площади, назначения и так далее. Каждая ситуация индивидуальна», — объясняет Илья Степанов.

Сегодня самое сложное — не построить заводские корпуса, а наполнить их современным оборудованием, чтобы новое производство заработало. «Две основные нерешённые проблемы — поставка нового технологического оборудования, которое мы на протяжении последних 30 лет закупали у США и европейских стран, и логистика. Большие надежды связываем с китайским оборудованием, пока многие технологические линии из КНР до нас ещё не дошли», — отмечает Степанов.

Менять технологические привычки


Фото: пресс-служба департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы

Выгоду от сокращения сроков согласования документов могут получить предприятия, которые строят заводские корпуса из быстровозводимых конструкций.

«Хороший быстрый старт за счёт сокращения сроков прохождения административных процедур, конечно, очень важен. Но чтобы сохранить этот темп, необходимо быстро и качественно построить сами заводские корпуса. А для этого нужно менять технологические привычки и переходить от традиционных технологий к быстровозводимым», — заметила в беседе с корреспондентом MASHNEWS Илона Полевая, заместитель генерального директора по развитию компании «Антромета» из Обнинска (компания производит быстровозводимые здания собственной запатентованной конструкции, используя оборудование американского производства).

Бригада из шести специалистов средней квалификации за одну смену способна установить быстровозводимые конструкции на площади 150 кв. метров. То есть заявленный в московском «Зелёном коридоре» завод площадью 1,5 тыс. кв. метров можно собрать за 10 дней.

По словам Илоны Полевой, рынок быстровозводимых конструкций в России в последние месяцы сократился из-за уменьшения спроса на строительство ТРК и других коммерческих объектов. Конкуренция на этом рынке усилилась. Программы, стимулирующие возведение промышленных объектов, могут оживить отрасль.

По её мнению, стоит избавить предприятия от чрезмерно жёстких регламентов, в частности, завышенных требований по антикоррозийной защите, установленных федеральными строительными нормативами. Они бьют, прежде всего, по добросовестным производителям быстровозводимых конструкций, которые вынуждены повышать цены на свою продукцию. Выигрывают те, кто такими регламентами пренебрегает и производит некачественный продукт.

«Участники рынка неоднократно призывали Минстрой ввести адекватные требования по антикоррозийной защите оцинкованных конструкций, но наше мнение пока не услышали», — говорит она.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!