16 октября 2023 11:07
читать 9 минут

"Валюту в дом". Как борьба за укрепление рубля скажется на промышленных проектах

Указ президента РФ об обязательной продаже валютной выручки российскими экспортерами вступил в силу 16 октября. Владимир Путин объяснил: указ нужен, чтобы сделать курс доллара «чуть-чуть пониже». MASHNEWS выяснял, как новые правила скажутся на промышленности. Эксперты говорят - закупать импортное оборудование станет сложнее.

Кто же в списках?

Указ касается 43 групп компаний, которые относятся к черной и цветной металлургии, зерновому производству, лесной и химической промышленности, отраслям топливно-энергетического комплекса, сообщили в правительстве.

Ни сам указ, ни списки компаний публиковать не собираются. Сообщили, что отдельные предприятия будут обязаны представлять в ЦБ и Росфинмониторинг планы-графики покупки и продажи валюты на внутреннем рынке.

13 октября президент объяснил, зачем ввели обязательную продажу валюты: курс рубля колеблется в том числе потому, что валютная выручка не возвращается в Россию в достаточном объеме.

Позитивное следствие ужесточения мер валютного регулирования - укрепление рубля. Уже сам факт появления указа повлиял на курс доллара, заставив его опуститься ниже 100 рублей (10 октября доллар стоил 101 рубль, 14 октября - 97 рублей), объяснил MASHNEWS аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев.

«Если говорить об экономике в целом, то это решение позволяет решить проблему стабилизации курса рубля, которую никак не может решить Центральный банк России. Он почему-то не умеет ее решать. Он все вопросы инфляции, курса, решает путем повышения ключевой ставки. И не на доли процента, но сразу на несколько процентов. Поэтому, с точки зрения экономики, указ о продаже выручки довольно положительное решение», - сказал MASHNEWS председатель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты России Владимир Гамза.

Публикации указа не будет, и это правильно, считает Гамза – чтобы не создавать проблем компаниям-экспортерам в их взаимоотношениях с зарубежными контрагентами.

«Чтобы не возникало такого, что вот он, мол, попал в этот список, значит у него будут проблемы с платежами, инвестициями. Чтобы не наводить тень на плетень, что называется. В этом плане я абсолютно согласен с тем, что публикации не будет», - говорит он.

 

Что будет с промышленностью

Главная проблема для промышленников, на которую указывают специалисты, - закупать иностранное оборудование станет сложнее.

«Очевидным недостатком этой меры станет необходимость после продажи валюты снова покупать ее на рынке, если компании требуется закупить за рубежом оборудование, комплектующие или материалы», - говорит Алексей Калачев.

Впрочем, он считает, что, скорее всего, такие потребности будут учитываться, «ведь компании обязывают составлять графики по срокам и объемам продаж и сдавать их в Банк России и Росфинмониторинг».

Ничего хорошего этот указ российским промышленным предприятиям не принесет, поскольку многие из них оставляли валютную выручку за рубежом не для того, чтобы покупать яхты или виллы своим руководителям, сказал MASHNEWS руководитель исследовательской компании «Infoline» Иван Федяков.

«Это единственный способ полулегально закупить за рубежом сырье, комплектующие для производства. То есть ту необходимую технику и оборудование, которая не имеет аналогов в России и в большом объеме приобретается за границей. Что происходит при реализации валютной выручки в России? Это означает, что тот доход, который был получен экспортером при продаже своей продукции, должен быть возвращен в страну, и уже это связано с определенными издержками. Здесь эту валюту нужно обменять на рубли. И потом, имея на счетах рубли, у предприятий будут ограниченные возможности для их обратного обмена на иностранную валюту для закупок за рубежом. В этом и есть негативные последствия для российских предприятий. Многие из них – участники глобальной производственно-сбытовой цепочки, валютную выручку они тут же направляли на закупки. Сейчас им это будет сделать крайне сложно», - объясняет Федяков.

«Это сильный удар по промышленным предприятиям, потому что их возможности существенно сужаются, - считает он. - Стоимость закупок возрастет, потому что они только на обмене потеряют процентов 15-20 от полученных доходов».

Любые нерыночные решения имеют для рынка негативные последствия. Предприятиям сложнее будет планировать свою работу с валютной выручкой, соглашается Владимир Гамза.

«Они [предприятия] будут вынуждены продать валюту, а потом бегать и, выпучив глаза, ее искать. При этом непонятно по какой цене. Тут совершенно очевидные отрицательные последствия для экспортеров», - поясняет он.

У предприятий-экспортеров были инвестиционные планы, под эти планы они накапливали валютную выручку. Теперь им придется пытаться это делать через валютный рынок, говорит Гамза. Но оговаривается. «Наверняка будут определенные трудности, но я не думаю, что это остановит их инвестиционные планы. Просто будут чисто операционные проблемы».

 

Это только пилотный проект?

Любые экстренные меры негативны для делового климата, так как они лишают бизнес предсказуемости условий и затрудняют планирование, говорит Алексей Калачев.

«В отдельные компании также предполагается направлять сотрудников Росфинмониторинга для контроля за продажей валютной выручки. Появление таких »комиссаров« может говорить о снижении степени доверия со стороны государства, что тоже довольно тревожный сигнал», указывает он.

Спокойнее воспринимает происходящее президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук Александр Ходачек. «Это просто очередная нормативная задача, которую будут решать финансовые службы предприятий, не более того», - сказал он MASHNEWS. 

«На инвестиционные планы компаний это не повлияет, потому что у предприятий есть уполномоченные банки, где они обслуживаются, особенно, если мы говорим о предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Они кредитуются по особой схеме, так же как предприятия IT-отрасли. Получают кредиты под оборотные средства и под инвестиционные проекты. Есть офсетные контракты через Минпромторг, поэтому я думаю, что здесь ничего не поменяется», - считает Ходачек.

Указ президента – это только начало, следующий этап – ужесточение валютного контроля и контроля за денежными потоками. Это просто вопрос времени, когда за каждым долларом, ушедшим из страны, нужно будет нести кипу бумаг и отчитываться перед чиновниками зачем, почему и на что этот доллар был потрачен, уверен Иван Федяков.

«Это произойдёт не завтра, не через неделю и даже не через месяц. Мы, наверное, это увидим в 2024 году. Сальдо торгового баланса, скорее всего, будет оставаться, как и сейчас, положительным, но оно будет таять. От импорта мы отказаться не можем. Мы импортируем жизненно необходимые товары и технологии, которых в России нет и не появится в ближайшем будущем ни при каких условиях. Сальдо будет таять, так как на экспорт оказывается давление. Санкции и контроль за ними, так или иначе, будут усиливаться. Это приведет к уменьшению объема валютной выручки страны в целом. Думаю, без ужесточения мер валютного контроля и вообще контроля за движением капитала 2024 год не закончится. Сейчас на базе крупных предприятий отрепетируют мероприятия, а после того, как »пилот« покажет стабильность работы, его экстраполируют на всю экономику в целом”, - прогнозирует Федяков.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!