21 августа 2025 16:19
читать 4 минуты

В Самарском политехе сконструировали унифицированный электромоторедуктор нового поколения

Его можно применять в разных механизмах транспортных средств. Разработки ученых университета уже внедрены в производство крупной российской автомобильной компании.

Фото: Самарский политех.

Политеховцы в одном моторедукторе совместили специализированные функции разных видов устройств. От привода стояночного тормоза ученые позаимствовали функцию самоторможения, от привода двери - аварийное открывание, от подножки транспортного средства - герметичность. В процессе работы над унификацией нового механизма его конструкцию и некоторые детали пришлось совершенствовать. Ученые уже получили два патента на полезные модели, пишет «Информационный портал «Волга Ньюс» со ссылкой на пресс-службу вуза.

Так, была разработана особая конструкция прокладки, которая обеспечивает герметичность. Изменив форму детали, ученые увидели, что моторедуктор работает более эффективно. Также они создали усовершенствованную модель червячного безлюфтового мотора-редуктора, который регулирует силу торможения фрикционным тормозом. Политеховцы сконструировали фрикционный тормоз, в котором появилась возможность изменения зазора между подвижной и неподвижной частью благодаря винту и гайке, между которыми находится пружина. Затянув регулировочный винт на малую величину, можно создать небольшое усилие торможения, которое требуется, например, для привода двери автомобиля. А для привода стояночного тормоза автомобиля в целях обеспечения безопасности необходимо исключить произвольное скатывание транспортного средства. Поэтому винт на тормозном механизме затягивают на большую величину для создания максимального усилия обжатия.

Наш унифицированный электромоторедуктор уже может применяться и в выдвижной подножке, и в стояночном тормозе, и в двери автомобиля, рассказал аспирант кафедры «Теоретическая и общая электротехника» Олег Ибрагимов.

«Дорабатываем конструкцию, с тем чтобы его можно было также устанавливать на стеклоочистители и стеклоподъемники. Важно, что технические и экономические характеристики этого механизма ничем не уступают существующим зарубежным аналогам»

Конструкция электромоторедуктора постоянно совершенствуется с учетом запросов производителей, так как унификация этой детали автомобиля решает несколько важных задач. Во-первых, сокращается перечень компонентов, необходимых для сборки автомобиля. Как результат - снижение итоговой стоимости продукции и повышение конкурентных позиций на рынке. Во-вторых, унификация компонентов автомобилей напрямую влияет на качество продукции. Известно, что конструктивно сложные детали чаще всего выходят из строя при эксплуатации. В системе менеджмента качества таким компонентам уделяется первостепенное внимание.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!