В России хотят запустить водородные КАМАЗы, но денег на заправки пока нет
На трассе Москва – Санкт-Петербург могут появиться беспилотные грузовики на водороде. Машины уже проходят испытания, однако на инфраструктуру нужно 1,5-2 млрд рублей - их государство пока не выделило.
АФК «Система» и «КАМАЗ» разработали и уже начали испытания на дорогах 20-тонного водородного грузовика-беспилотника. Об этом рассказал Mashnews генеральный директор Центра водородной энергетики АФК «Система» Юрий Добровольский. Десять таких автомобилей планируют запустить на трассе Москва – Санкт-Петербург. Проект предполагает государственно-частное партнерство – бизнес ждет финансовой поддержки властей на строительство водородных заправок вдоль автомагистрали. Однако проект завис на рассмотрении в одном из профильных министерств.

Господдержка – пока только точечная
Водородная повестка стала одной из ключевых тем форума «Острова устойчивого развития: климатический аспект», который прошел на Сахалине в начале августа. Сегодня ряд российских компаний участвует в разработке водородных технологий – прежде всего, для энергетики и транспорта. Среди крупных проектов, готовящихся к реализации – запуск движения грузовиков-беспилотников на водородном топливе на трассе Москва – Санкт-Петербург. Опытный образец такого автомобиля – Камаз-53193 «Чистогор» – разработчики представили в октябре 2024 года.
Теперь нужно построить несколько заправочных станций вдоль автомагистрали, чтобы запустить маршрут и оценить эффективность таких перевозок.
«На одно и то же расстояние водородных заправок нужно в 5 раз меньше, чем, например, электрических. Поэтому планировалось три заправочных комплекса – в Москве, Санкт-Петербурге и один между ними. По этому проекту государство должно оплатить инфраструктуру, поскольку для частных компаний это слишком дорого: около 1,5-2 млрд рублей на пять лет», - пояснил Юрий Добровольский. В эту сумму, по его словам, входит стоимость самих АЗС, частичная оплата НИОКРов и сопровождение беспилотного вождения.
Однако финансирование пока не выделено – проект уже около года лежит на рассмотрении в одном из профильных министерств, добавил собеседник Mashnews. Прогнозировать, когда по нему примут решение, сложно – планы государства в текущих условиях часто меняются в сторону удлинения сроков. В АФК «Система» рассчитывают, что если проект будет все-таки запущен в этом году, то к 2028-2029 гг. водородный «КАМАЗ» может выйти в серию.
По словам Юрия Добровольского, грузовик на водороде дороже традиционного дизельного в 3-4 раза, но при этом его стоимость только на 20% выше, чем электрического большегруза, над которым сейчас также работает «КАМАЗ».
Директор АНО «УК «Восточный водородный кластер» Андрей Горбунов согласен с тем, что применение водорода на транспорте, особенно беспилотном – очень перспективное направление, позволяющее оптимизировать логистику. Однако работать нужно комплексно – одновременно создавать инфраструктуру, развивать автотранспорт и стимулировать потребителя к покупке таких машин. А также не забывать о безопасности.
«Очень важный вопрос – промышленная безопасность водородных объектов. Здесь нужно формировать стандарты, которых в федеральном законодательстве пока не хватает», - пояснил Mashnews Андрей Горбунов.
Необходимо менять и подход к господдержке водородных проектов.
«Сегодня водородное направление финансируется точечно, в рамках каких-то НИОКР или научных исследований. А должна быть целостная программа, понятная всем участникам и наполненная реальными деньгами. Это очень важно, пока рынок водорода еще не сформирован и собственные технологии находятся в самом начале», - уверен руководитель «Восточного водородного кластера».
Он напомнил про опыт ведущих стран – Китая, США, Германии – которые продвинулись в области водородных технологий только за счет мощной господдержки.
«Там были комплексные государственные программы, направленные на рост производства самого водорода, а также технологий и оборудования для его использования. В Китае, например, уже множество заправок, работают стимулирующие программы – субсидируется покупка водорода и автомобилей, работающих на данном топливе», - подчеркнул Андрей Горбунов, добавив, что такая комплексная программа поддержки водородной отрасли необходима и в России.
По мнению Юрия Добровольского, у Китая и РФ – схожие задачи, потому что обе страны обладают огромными территориями и нуждаются в эффективных решениях для дальних грузоперевозок. Если при этом учитывать «зеленый» тренд, от которого миру уже не уйти, то существует только две технологии – аккумулятор или водород. России с ее расстояниями и холодным климатом больше подходит второй вариант, считает собеседник Mashnews.
«Для Европы вполне годятся аккумуляторы, потому что аккумуляторный грузовик пробегает 300 км от зарядки до зарядки. В России и обычной-то заправки на таком расстоянии может не быть. На водороде можно преодолеть на одной заправке от 500 до 1000 км. То есть достаточно на большой трассе установить десяток заправок – и всё. Кроме того, аккумуляторы плохо работают при низких температурах. Поэтому у нас другие климатические, ментальные и сырьевые условия по сравнению с Европой, и смотреть на нее в этом смысле не надо», - пояснил генеральный директор Центра водородной энергетики АФК «Система».
Российский водород за рубежом не нужен
Однако многие эксперты скептически относятся к роли водорода в энергетике. Если еще несколько лет назад эта тема была «на хайпе», то сейчас заговорили о наступлении «водородного похмелья».
«Была водородная лихорадка, на фоне которой многие госкорпорации потеряли много денег, не получив никакого результата от потраченных усилий», - прокомментировал Mashnews вице-президент научно-экспертного совета Национальной Ассоциации СПГ (НАСПГ), член экспертного совета Российского газового общества Александр Климентьев.
По его мнению, водород может играть исключительно локальную роль в формировании энергобаланса отдельных регионов и не способен изменить энергокартину мира.
«Технологий хранения и транспортировки водорода нет, либо они очень дорогие. Водород можно потреблять только там, где его произвели, – любая перевозка убивает экономику напрочь», - добавил Александр Климентьев.
Водород – очень распиаренная тема, считает и ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Европейцам, развивающим ВИЭ (возобновляемые источники энергии), водород нужен, в первую очередь, для хранения энергии, получаемой от ветра и солнца. Однако полноценного рынка водорода ни в одной стране мира до сих пор нет, подчеркнул собеседник Mashnews.
«Это очень дорого, поэтому те водородные проекты, которые заявлялись, либо заморожены, либо прекращены. На нынешнем этапе водородная промышленность нигде не создана – нет ни производства, ни потребления, ни спроса. Для нас, если мы стали бы производить какой-то водород, нет рынка сбыта сейчас ни в Азии, ни в Европе», - отметил Игорь Юшков.
В России достаточно более доступных энергоносителей, а перспективы экспортоориентированных проектов перечеркнула изменившаяся международная обстановка. Яркий пример – заморозка строительства завода «Росатома» по производству водорода мощностью 30 тыс. тонн, который должен был заработать на Сахалине в 2026 году.
«Пример «Росатома», который взялся за большой завод производства «голубого» водорода, показал, что ни рынка, ни технологий нет, и время только потрачено зря – об этом проекте мы, скорее всего, больше никогда уже не услышим», - считает Александр Климентьев.
По мнению Юрия Добровольского, продажа крупных объемов российского водорода за рубеж действительно вряд ли будет востребована в ближайшие годы из-за санкций. Однако можно с успехом запускать небольшие заводы для нужд отдельных регионов.
«Сейчас, когда «Росатом» заморозил свой проект из-за нехватки финансов, у руководства Сахалина возникла другая идея по строительству установки для производства водорода – уже не для экспорта, а для обеспечения региона водородом как топливом», - рассказал представитель АФК «Система». Предварительно, запуск нового завода мощностью 5 тысяч тонн намечен на 2029 год.
Россия отстала, но не катастрофично
Несмотря на то, что водородные технологии в России пока ограничены пилотными проектами, в перспективе они займут важное место как в декарбонизации промышленности, так и в энергетике. Такое мнение озвучили Mashnews в Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ). Передовиком в развитии водородных технологий сегодня является Сахалинская область, которая в этом году стала первым субъектом РФ, достигшим углеродной нейтральности (когда поглощение парниковых газов превышает их выбросы) – именно здесь был открыт первый в стране водородный полигон.
По мнению директора «Восточного водородного кластера», есть три главных фактора, почему это направление будет развиваться. Во-первых, никто не отменял климатическую повестку, а водород – безуглеродный источник энергии. Во-вторых, его использование эффективно для изолированных инфраструктур на труднодоступных территориях. В-третьих, энергия из ВИЭ скоро будет сопоставима по доступности с энергией из ископаемого топлива, поскольку добыча нефти становится все сложнее.
«Цена одного киловатта энергии, полученной из водорода, в ближайшие 10-15 лет сравнится по стоимости с энергией из нефтепродуктов. И тогда говорить о том, что водород является нерентабельным, неэффективным, мы уже не будем», - подчеркнул Андрей Горбунов.
По его прогнозам, к 2060 году, когда страна, согласно Климатической доктрине РФ, должна выйти на углеродную нейтральность, водород может занять до 15% в российской энергетике.
Сейчас России важно не увеличить отставание в водородном развитии от мировых лидеров, которое уже происходит, предупредил Юрий Добровольский.
«Плюс России был в том, что у нас сохранилась наука и специалисты, которые занимались этим направлением. Но чем дольше будет длиться заморозка программ, тем сильнее мы будем отставать. Поскольку, что бы нам ни рассказывали, во всем мире «зеленые» технологии развиваются очень активно – и в Европе, и в Китае», - отметил эксперт.
По его словам, российское правительство тоже признает, что климатическая повестка – не надуманная история и энергетический переход уже необратим во всем мире. И если Россия не хочет оставаться изолированной от других стран и планирует вести международную торговлю, ей придется развивать «чистые» технологии – или покупать их за рубежом.
«Отставание России по водороду не катастрофично – если в ближайшее время мы начнем этим активно заниматься, то есть шанс, что появятся свои технологии и не придется пользоваться чужими с Запада и с Востока и долго-долго их потом догонять», - заключил Юрий Добровольский.
В Национальном водородном союзе отметили, что российские компании ведут большую работу по созданию отечественных решений для отрасли. АФК «Система» уже разработала беспилотную авиационную систему с водородной энергоустановкой, завершаются испытания речной электрической лодки, ведется проектирование прогулочного катера с запасом хода до 300 км, планируется запуск вышки сотовой связи на водороде. ПАО «Газпром» работает над решениями для транспортировки и подземного хранения водорода. Компания «Н2 Тех» завершила разработку мультимодального контейнера-цистерны для транспортировки и временного хранения жидкого водорода. Уникальные проекты, направленные на масштабное производство водорода, реализует ГК «Росатом».
На августовском форуме на Сахалине Национальный водородный союз провел расширенное заседание, по итогам которого будут сформированы и направлены в профильные ведомства предложения от экспертов и участников рынка, сообщил Mashnews генеральный директор организации Олег Жданеев.
«Речь идет прежде всего о развитии системы стандартов и нормативно-технической документации, усилении научно-технической кооперации, стимулировании локализации оборудования и создании условий для масштабирования пилотных проектов. Мы видим большую заинтересованность со стороны регионов, промышленных предприятий и научных центров — и наша задача как раз в том, чтобы создать единое пространство взаимодействия, где развитие водородных технологий будет идти планомерно, безопасно и эффективно», - отметил Олег Жданеев.