В России решили заместить в автопокрышках импортный натуральный каучук отечественным синтетическим
Натуральный каучук для производства шин дороже синтетического, к тому же его приходится ввозить из-за границы. Нефтегазохимическая компания «Сибур» и производитель шин «Кордиант» намерены заместить отечественным синтетическим каучуком 80% «натурального» импорта. Однако, по словам экспертов, полностью отказаться от натурального каучука все равно не получится.
Наука заместит природу
Компании «Сибур» и «Кордиант» 7 июня заключили соглашение о намерениях по замещению натурального каучука в шинах синтетическим. Речь идет о марке СКИ 970 (синтетический каучук изопреновый). Исполнительный директор «Сибура» Павел Ляхович говорит, что в случае успешной реализации проекта, компания сможет заместить около 80% импорта натурального каучука.
«У нас и у партнеров есть вся лабораторная инфраструктура, позволяющая проводить все необходимые исследования каучуков и резин на их основе, - рассказали Mashnews в «Сибуре». - На базе производств шинных партнеров мы имеем возможность проводить выпуск опытных шин на серийных и новых марках каучуков, а наличие партнерств с испытательными шинными центрами позволяет проводить обширный комплекс исследований готовой продукции».
Компании рассчитывают, что синтетические каучуки позволят повысить качество шин за счет увеличения однородности материала.
Кроме того, «Сибур» и «Кордиант» проанализируют возможность разработки новых марок синтетических каучуков, в том числе для производства премиальных шин и улучшения их эксплуатационных характеристик. Это позволит увеличить производство, ориентированное на внутренний рынок, а также расширить экспортный потенциал.
«С уходом иностранных шинных компаний с рынка РФ, прекращения поддержки НИОКР центров и запретом импорта в Россию синтетических каучуков и химии из ЕС возник риск остановки ряда шинных производств», - говорится в сообщении «Сибура».
Компания в 2023 году начала разрабатывать новые марки резиновых смесей, благодаря чему импорт синтетический каучуков в РФ сократился с 11% в 2021 году до 1% в 2023-м. Инвестиции в проект оцениваются в 200 млн рублей.
В «Сибуре» Mashnews заявили, что на сегодняшний день суммарная мощность по производству синтетических каучуков позволяет компании находиться в тройке мировых производителей, «Сибур» предоставляет полный набор синтетических каучуков, необходимых для изготовления шин, а именно СКС, СКИ, СКД на титановой, литиевой и неодимовой каталитических системах, ДССК различных видов, БК, включая хлорированный и бромированный.
«Существующих мощностей и возможностей производства «Сибура» достаточно для удовлетворения спроса всех российских шинников с учётом их планов по развитию», - говорят в компании.
СПРАВКА MASHNEWS
- СКС - синтетический каучук стирольный, СКИ - изопреновый, БК и СКД - бутадиеновые каучуки, ДССК - дивинил-стирольный синтетический каучук.
Синткаучук: pro
В 2023 году в России, по данным компании «Кордиант», было произведено 38,8 млн шин, а в 2024 году выпуск составил порядка 41 млн. единиц (+6%).
При этом доля натурального каучука, единственным источником которого для российских производителей остается импорт, на сегодняшний день составляет 24%.
«С уходом иностранных шинных компаний с рынка РФ, прекращения поддержки НИОКР центров и запретом импорта в Россию синтетических каучуков и химии из ЕС возник риск остановки ряда шинных производств», - уточняют в «Сибуре».
Чтобы решить вопрос импортозамещения, «Сибур» и «Кордиант» вступили в альянс. Уже на начальном этапе сотрудничества компании планируют опробовать две новые марки синтетического каучука.
«Синтетические каучуки многообразны с точки зрения структуры и областей применения, - рассказали Mashnews в «Сибуре». - В процессе производства синтетического каучука - как полибутадиена, так и полиизопрена - технологи научились создавать молекулы строго определенной структуры и размера, что обеспечивает регулярность свойств от партии к партии, баланс необходимой технологичности и достаточного уровня эксплуатационных свойств: например, сопротивление качению, износостойкость».
В случае с натуральным каучуком (НК, природный полиизопрен) в большей степени присутствует разброс характеристик в зависимости от географических особенностей произрастания, способов выделения НК и ряда других факторов. К тому же при использовании натурального каучука шинные производители применяют дополнительные этапы его подготовки (распаривание), необходимые для улучшения технологичности и усреднения показателей.
«Отметим, что цена на природный продукт выше синтетических аналогов», - говорят с «Сибуре».
Синткаучук: contra
Директор по науке Научно-производственного коммерческого центра ВЕСКОМ Артур Каспаров напоминает, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в сфере замещения натурального каучука синтетическим проводились еще в СССР, в 30-х годах прошлого века. Но полностью уйти от натурального каучука не удалось.
«Полностью отказаться от использования натурального каучука в производстве шин в любом случае нельзя, - говорит Каспаров. - натуральный каучук имеет специфические природные свойства, необходимые для шин. В частности, в состав НК входят природные добавки, повышающие теплостойкость, которые искусственно получить пока не удается. Поэтому с применением натурального каучука должны выпускаться современные радиальные шина, легковые летние скоростные шины, цельнометаллокордные грузовые, авиационные, крупно- и сверхкрупногабаритные карьерные (последние, впрочем, в России в любом случае не производятся, и это для одной из основных карьерных стран нонсенс, такое производство необходимо). В частности, НК используется при изготовлении шинных брекеров, деталей для брекерных кромок, а также подканавок».
По словам эксперта, идея максимальной замены натурального каучука синтетическим, безусловно, очень заманчива, но здесь нужно проводить длительную научную работу, стендовые испытания и т.д.
«И еще один важный вопрос: по какой цене синтетический каучук будет поставляться на внутренний рынок? - указывает Каспаров. - Случается так, что внутренние цены настолько выше экспортных, что покупать тот же самый товар выгоднее за границей».
Впрочем, в «Сибуре» и не отрицают, что ввиду особенностей в строении натурального каучука, наличия некаучуковых компонентов, по ряду показателей натуральный каучук имеет отличие от серийных марок синтетического каучука СКИ.
Компания осознает эти разрывы и работает по двум направлениям. Во-первых, разрабатываются рецептурные решения с применением серийного СКИ, позволяющие максимизировать его содержание в изделии и обеспечить достаточный уровень эксплуатационных характеристик шины. Во-вторых, «Сибур» в настоящее время разрабатывает принципиально новую марку СКИ, которая позволила бы приблизиться, а в перспективе и превзойти натуральный каучук по параметрам топливной экономичности, износостойкости и т.д.