В России провели первые летные испытания дирижабля нового поколения
На аэродроме «Новинки» в Подмосковье впервые поднялся в воздух первый дирижабль нового поколения — NOVA-01 от компании «АЭРОНОВА».

О компании «АЭРОНОВА»
Компания «АЭРОНОВА» — российская компания по разработке, изготовлению, практическому использованию и эксплуатации летательных аппаратов дирижабельного типа.
В рамках проекта «Дирижабли нового поколения», который стартовал в августе 2024 года, компания планирует разработать и запустить дирижабли широкого диапазона применения: от стратосферных легких аэростатов до жестких тяжелоподъемных грузовых.
Менее чем за год проект «Дирижабли нового поколения» показал впечатляющие результаты: запуск стратосферного зонда, летные испытания дирижабля NOVA-01, разработка второго дирижабля NOVA-2.
Проект «Дирижабли нового поколения» реализуется компанией «АЭРОНОВА» в сотрудничестве с ведущими научными центрами и университетами, такими как Инжиниринговый центр «Стратосферные системы» МГТУ им. Н. Э. Баумана и Московский авиационный институт.
Испытания дирижабля NOVA-01

Подготовка к первым испытаниям дирижабля нового поколения
Испытания дирижабля NOVA-01 начались с технических работ в мае 2025 года на аэродроме «Новинки». Инженеры «АЭРОНОВА» провели сборку гондолы, прокладку кабелей и проверку систем коммуникаций и управления. После этого дирижабль впервые вывели из эллинга, чтобы оценить функциональность причальной мачты и его поведение в процессе воздушного маневра флюгирования.
Характеристики дирижабля NOVA-01:
Высота полета — до 1 000 метров над уровнем моря.Скорость полета — до 80 км/ч.
Грузоподъемность — до 50 кг.
Дальность полета — до 200 км.
11 июня 2025 года состоялись первые полноценные летные испытания дирижабля NOVA-01 — первого аппарата в проекте «Дирижабли нового поколения». В процессе испытаний проверяли подруливающие устройства, маршевые двигатели, системы смены вектора тяги и автоматическую работу клапанов сброса давления.
Во время летных испытаний дирижабля началась запись телеметрии для обучения системы автоматического пилотирования. Это позволит развивать ИИ-пилота с каждым полетом, и в будущем создать «умную» систему пилотирования дирижабля с применением нейросети.
Испытания дирижабля прошли успешно, критических замечаний не выявлено. Полученные данные будут использованы для улучшения будущих моделей и оптимизации технологий, применяемых в производстве.

Дирижабль NOVA-01 после успешных летных испытаний
Зачем нужны дирижабли?
Дирижабли предлагают экономически выгодный способ транспортировки грузов и людей, снижая затраты на перевозку и минимизируя зависимость от сложной инфраструктуры.
Дирижабли нового поколения потребляют меньше топлива и производят меньше выбросов, что актуально в условиях растущих экологических требований.
Плавный взлет и посадка, а также стабильность полета и устойчивость к погодным условиям делают дирижабли безопасным транспортом для пассажирских и грузовых перевозок.
Перспективы дирижаблей
Дирижабли нового поколения могут быть одинаково востребованы как в крупных городах России, так и на отдаленных территориях.
Благодаря устойчивости к климатическим и географическим условиям, дирижабли способны снизить зависимость от сезонных ограничений автомобильных и железнодорожных перевозок, обеспечить доставку продуктов и техники в населенные пункты с проблемной инфраструктурой, а также разгрузить городские транспортные сети.
Внедрение дирижаблей принесет России стратегическое преимущество в Арктике и упростит доставку грузов в отдаленные регионы, такие как Якутия.
Согласно исследованию HTF Market Intelligence, рынок дирижаблей будет расти со среднегодовым темпом 5,8% в период с 2024 по 2030 годы. Россия не единственная страна, занимающаяся строительством дирижаблей. Компании ATG и Worldwide Aeros разрабатывают проекты дирижаблей с большой грузоподъемностью. Британская компания HAV работает над дирижаблем Airlander 10.
Тем не менее, российский проект развивается стремительно и может занять лидирующие позиции в этой сфере.
Планы на будущее
Разработчики компании «АЭРОНОВА» уже планируют создание новых моделей дирижаблей. Готовится к испытаниям дирижабль NOVA-02, который сможет достигать высоты 2 000 метров и развивать скорость до 100 км/ч.
Всего, в рамках проекта «Дирижабли нового поколения», «АЭРОНОВА» может выпустить до четырех типов дирижаблей с различными характеристиками скорости и грузоподъемности, включая грузовые и пассажирские модели.
Проект «Дирижабли нового поколения» реализуется методом краудинвестинга, который также называют народным финансированием. Завершить финансирование проекта, перейти к серийному производству и начать выплачивать дивиденды инвесторам компания планирует в ближайшие 3—5 лет.
Представители команды «АЭРОНОВА»
Заключение
Испытания дирижабля NOVA-01 стали важным этапом в развитии воздухоплавания и возрождении дирижаблестроения в России. Компания «АЭРОНОВА» демонстрирует потенциал современных технологий и открывает новые возможности для использования дирижаблей в различных сферах.
Дирижабли снова поднимаются в небо, становясь важнейшими элементами экологичного и современного транспорта будущего. Узнайте, как вы можете присоединиться к проекту и стать частью революции в авиации.
Реклама: Курильчик Денис Сергеевич, ИНН 690141585395. Erid: 2SDnjdPWFfB