03 февраля 2023 15:05
читать 7 минут

В России продаются сотни километров железнодорожных путей

16,5 километров железнодорожных путей в Московской области предлагают купить за 171 млн рублей. Пути принадлежат банкротящемуся ЧОАО «Промжелдортранс» и выставлены на торги. Ещё больше железнодорожных веток продаёт ОАО «РЖД». MASHNEWS выяснял, кто покупает железные дороги и зачем.

Распродажа путей

АО «Российский аукционный дом» выставил на торги имущество ЧОАО «Промжелдортранс». Заявки ещё принимаются.

За 15,5 млн рублей продаётся железнодорожный путь длиной 1,3 км на Полиграфический комбинат в городе Чехов (Московская область). 125,4 млн рублей просят за 10,8 км путей к АО «Энергомаш» (Чехов). 4,4 км железнодорожной ветки на завод «Гидросталь» оценили в 30,6 млн рублей.

Константин Раев, исполнительный директор «Российского аукционного дома», рассказал MASНNEWS, что ж/д пути, которые выставляются на торги, это, как правило, ответвления от магистралей в сторону бывших или действующих предприятий. У покупателей разные цели приобретения таких лотов. Есть примеры, когда ветку выкупало расположенное рядом предприятие, чтобы использовать её по прямому назначению. Заброшенные и изношенные ж/д пути покупают на металлолом.

Самый крупный продавец

Самым крупным продавцом железнодорожных путей ожидаемо выступает ОАО «РЖД». Сейчас РЖД продаёт 53 таких объекта в Москве, Петербурге, Алтайском и Красноярском краях, Ленинградской, Ярославской, Московской, Саратовской, Тамбовской, Пензенской, Ивановской и других областях. Это и небольшие ветки в несколько десятков метров, и участки пути в несколько километров.

В Петербурге за 124,5 млн рублей продаётся 1300 метров железнодорожных путей в районе станции Кушелевка. Пути расположены в окружении жилой застройки.

Также в Петербурге на торги выставлены 2,6 км путей в районе станции Предпортовая (стоят 39,8 млн рублей), 406 метров подъездной железной дороги к заводу «Картонтоль» (15,7 млн рублей), 1 км путей к заводу гипсомраморных изделий (18,6 млн рублей).

В Москве за 1,7 км ж/д путей просят 90 млн рублей. В Тверской области за 8,5 км — 110,9 млн рублей. В Мурманске за 7,4 км — 78,4 млн рублей.

В Саратовской области 6,7 км ж/д путей оценили в 60,8 млн рублей. В Рязани 1,4 км путей — в 22,7 млн рублей.

Неизвестное количество заброшенных путей


Всего в России более 120 тыс. км железнодорожных путей. Свыше 85 тыс. км — это пути общего пользования и 35 тыс. км путей необщего пользования, они находятся на территориях предприятий и в местах разработки полезных ископаемых.

Пресс-служба компании «РЖД» в ответ на запрос MASHNEWS о количестве неиспользуемых железнодорожных путей сообщила, что эти данные являются коммерческой тайной.

Предприятия, которые работают на железнодорожных путях необщего пользования, объединяет Ассоциация «Промжелдортранс». Там оказались не готовы даже приблизительно оценить протяжённость заброшенных дорог. Как объяснил MASHNEWS исполнительный директор организации Александр Маняхин, это должно стать темой отдельного исследования.

Ничьих железнодорожных путей не бывает, у всего есть владелец, говорит эксперт транспортного развития территорий компании «Лаборатория градопланирования» Илья Резников. «Если пути принадлежат РЖД, то значит, что на их балансе они числятся как действующие или как законсервированные».

По данным Резникова, в центральных районах России есть заброшенные линии на многие сотни километров.

На металлолом

Услуги по демонтажу рельсового полотна предлагают десятки компаний в России. Это косвенно указывает на масштабы этого бизнеса. В разговоре с MASHNEWS участники рынка демонтажа сообщили, что не все снятые рельсы они сдают на металлолом, это зависит от износа рельсов. Многое — как рельсы, так и железобетонные шпалы — можно повторно использовать.

Рельсовый лом охотно принимают специализирующиеся на сборе металлолома компании, поскольку рельсы изготовлены из высокоуглеродистой стали, которая хорошо подходит для переработки.

Российское законодательство не запрещает сдавать и принимать рельсовый лом. Но при сдаче рельсов на лом клиент должен предоставить документацию, подтверждающую его происхождение. Так, уверяют участники рынка, они не примут рельсы на лом до тех пор, пока предприятие, по территории которого проходит автономная железнодорожная ветка, не покажет акт списания материалов.

За тонну рельсовой стали предлагают от 35 до 68 тыс. рублей. В одном километре пути порядка 128 тонн.

Не только металлолом


Если заброшенные железнодорожные пути не нарушают экологических требований, то закон не требует их демонтировать, вполне возможно, владелец через какое-то время вновь захочет их использовать, рассказал MASHNEWS профессор кафедры «Железнодорожный путь» Петербургского государственного университета путей сообщения Владимир Бельтюков.

Появление неиспользуемых путей, по его словам, закономерный экономический процесс. «У кого-то на огороде появляется заброшенный участок, у кого-то в саду. У нас в стране с XIX века лежат неиспользуемые рельсы», — говорит он.

По словам Ильи Резникова, неиспользуемые железнодорожные пути, особенно в черте крупных городов, иногда становятся примерами удачного редевелопмента. На их месте появляются линейные парки, бульвары и велодорожки. Хотя, как правило, практическую пользу извлечь из длинного и узкого участка земли довольно трудно.

Заброшенная инфраструктура может стать экскурсионным объектом. Например, в активе специализированной туристической компании «Заповедные железные дороги» почти три десятка маршрутов по всей стране — от Карелии до Сахалина.

СПРАВКА MASHNEWS:
Заброшенные железные дороги есть почти во всех странах мира. Дороги перестают использовать в основном по финансовым причинам: уменьшение пассажиропотока из-за миграции населения или появления более дешёвого транспорта. Грузоперевозки теряют актуальность в связи с закрытием промышленных предприятий и истощением шахт.

Алексей Горпинченко

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: