В России катастрофически не хватает сварщиков. Потому что их некому учить
Заводы перекупают друг у друга сварщиков и готовы платить им зарплату в несколько раз выше средней по РФ. Но специалистов все равно катастрофически не хватает, потому что в колледжах их готовят мастера, которые никогда не стояли у станка.
Самые дорогие рабочие
Сварщики входят в пятерку самых востребованных специалистов в российской промышленности, констатируют эксперты платформы онлайн-рекрутинга hh.ru. Так, в машиностроении они занимают четвертое место по числу вакансий — 6,1% от всех вакансий, размещенных предприятиями.
На первых трех местах: токарь/фрезеровщик/шлифовщик (12,2% вакансий), слесарь/сантехник (7,9%) и разнорабочий (6,6%).
Предприятия готовы платить сварщикам в среднем 120,35 тыс. рублей в месяц (данные на 1 октября 2023 года). Это почти вдвое больше, чем средняя начисленная зарплата по РФ, которая, по оценке Росстата, на 1 сентября составляла около 69,44 тыс. рублей.
Больше, чем у сварщиков, вознаграждения только у операторов станков с ЧПУ (124,8 тыс. рублей) и у токарей/фрезеровщиков/шлифовщиков (121,35 тыс. рублей), говорят в hh.ru.
В судостроении сварщикам предлагают чуть меньше: 118,39 тыс. рублей — против монтажников с зарплатой 126,44 тыс., которые занимают первое место в этом сегменте.
Эксперты отмечают: речь идет о среднем уровне, а при острой потребности в сварщиках и прочих дефицитных специалистах работодатели предлагают им по 250-300 тыс. рублей.
Участники рынка считают, что расценки часто завышены, это объясняется острым дефицитом специалистов. Некоторые работодатели, которые могут себе позволить такие затраты, обучают их сами, другие завозят из-за рубежа, обычно из Центральной Азии. Но чаще всего предприятия перекупают сотрудников друг у друга, что приводит к постоянному росту расценок на труд, говорит Михаил Павленко, международный эксперт WorldSkills, гендиректор ассоциации Russian welders team (RWT).
Это приводит к удорожанию производства и в конечном счете вредит и промышленникам, и потребителям их продукции, заявил он, выступая на закончившемся 26 октября в Москве форуме «Российская промышленная неделя».
Видеоролик вместо станка
Главный источник дефицита кадров — крайне низкий уровень их подготовки в учебных заведениях РФ, считает Михаил Павленко. По оценке ассоциации, на обучение сварщика, которое длится в колледжах от одного до трех лет, государство тратит от 480 тыс. рублей. Но большинство выпускников не идут работать по специальности, а тех, что доходят до заводов, учат на рабочих местах фактически с нуля.
В качестве характерной для отрасли иллюстрации эксперты RWT приводят кейс участника прошлогоднего Чемпионата по северным профессиям, проходившего в Мурманске. Студент третьего курса за выполненную работу по сварке получил ноль баллов, что соответствует уровню компетенции до поступления в колледж. Оказалось, что, заканчивая колледж, студент ни разу не практиковался в сварке.
Мастер производственного обучения в этом колледже сам варить не умеет, учит студентов по видео, а практические работы представляют собой письменный пересказ учебника, говорит Светлана Дюкова, директор RWT по образовательным проектам.
Это проблема не конкретного колледжа и специальности «сварщик», а всей системы среднего профессионального образования в РФ, считает она. «В России не готовят технарей. Есть педагогические работники, которые преподают математику, литературу, а мастеров, которые сами умеют работать на станках и могут донести это до студентов, нет», — признает Светлана Дюкова.
Ситуация с годами только ухудшается, и введенное в 2022 году направление профессионалитета, призванное усилить подготовку специалистов для работы на производстве, проблему не решает. По задумке чиновников от образования, обучение на этом направлении должно давать студентам больше практических навыков за счет уменьшения часов на теорию и преподавание общеобразовательных дисциплин. Но все свелось к сокращению сроков обучения, говорит Светлана Дюкова: два-три года вместо трех-четырех.
Мастеров ищут на пенсии
В России не готовят мастеров профессионального обучения, поэтому в колледжах чаще всего берут на эти должности обычных преподавателей, не имеющих опыта работы на производстве. Зарплата в системе образования в разы ниже, чем на производстве, поэтому специалист не пойдет обучать студентов, поясняет Сергей Кузнецов, основатель сварочной компании «Ремсварстрой» из Архангельска.
Многие колледжи в качестве мастеров берут рабочих-пенсионеров, но такие преподаватели не умеют работать на современном оборудовании, поэтому качество их обучения невысокое, добавляет он.
В этом году в Калуге Минпросвещения открыло первый и пока единственный в России центр подготовки кадров для системы среднего профессионального образования, в том числе педагогов и мастеров. Это хорошо, но, во-первых, готовить специалистов он начнет только в 2024 году, а во-вторых, пока непонятно, по каким принципам будут отбирать этих сотрудников и как потом их распределять по колледжам страны, отмечает Игорь Гуленко, гендиректор петербургской компании Deria (производит и импортирует сварочное оборудование).
Кроме того, важно научить специалистов не только работать на современном сварочном оборудовании, но и обслуживать его, считает Игорь Гуленков. Россия «очень глубоко отстала в производстве промышленного оборудования». Но в предыдущие годы предприятия закупили много высококачественных станков, и с уходом иностранных производителей в связи с началом СВО поддерживать эти станки в рабочем состоянии приходится российским специалистам.
Однако «наладчиков и ремонтников вообще практически нет, их не готовят. Как мы будем производить ракетные двигатели, если выйдет из строя оборудование, не знаю«, — говорит он.
По данным Минпросвещения РФ, из 773,8 тыс. выпускников 2022 года, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, было 20,3 студентов, чья специальность связана со сварочным производством. Из них наладчиков — только 74 человека, то есть меньше 0,4% от всех специалистов по сварке.
Ассоциация RWT намерена
направить в российские профильные министерства предложения о том, как повысить
качество обучения сварщиков. В частности, нужно увеличить число
профессиональных мастеров, ввести для них обязательную ежегодную переподготовку
на производстве, изменить программы обучения студентов средних специальных
заведений, причем составлять эти программы необходимо с участием
сварщиков-практиков.