В России ищут желающих добывать редкие металлы
Российской промышленности не хватает редкоземельных металлов. В отечественных недрах они есть — надо только добыть. Минприроды готово выдать лицензии на 176 месторождений в Арктике. Но быстро получить металлы не получится — до первых поставок руды может пройти десятилетие.
Борьба с металлическим дефицитом
14 июня Минприроды обнародовало программу лицензирования недр в Арктической зоне. В неё вошло 176 месторождений, большинство — это территории, богатые редкоземельными металлами, в том числе и теми, которых в России добывают не так много, как надо.
Раньше недостающие металлы российская промышленность закупала за границей, но сейчас единственный путь к технологическому суверенитету — добывать всё у себя.
Программа предполагает, что меди в РФ будут производить в два раза больше, добывать золота и хрома — в три раза. Производство лития и вовсе должно вырасти в 30 раз.
Литий, уран, вольфрам, марганец, титан входят в список дефицитных металлов. Для нужд промышленности России, с учётом перспективных планов, их добывается недостаточно. Месторождения, богатые этими металлами, на территории страны есть.
Глава Роснедр Евгений Петров заявил 16 июня на ПМЭФ — тезис о том, что недра страны изучены на 100%, является ошибочным. Действительно, в 1970-е годы бытовало мнение, что мы знаем о внутренних ресурсах страны всё. Однако теперь появились новые технологии, позволяющие выявлять ранее неизвестные залежи полезных ископаемых. И их находят даже в районах, которые давно осваиваются недропользователями.
Ещё в 2021 году мы поняли, что ресурс легкооткрываемых месторождений исчерпан, их сегодня больше нет, сказал Петров. «Сегодня мы работаем с месторождениями, которые находятся на глубине, это первая сотня метров, по ряду полезных ископаемых это уже 1 тыс. метров», — пояснил он.
В итоге планы, по словам главы Роснедр, такие: полная обеспеченность страны по марганцу должна быть достигнута к 2028 году, по титану — к 2029-му, а литию и хрому — к 2030-му.
Стране нужно много лития
Фото: Getty Images / Anadolu Agency / Lucas Aguayo Araos
Месяц назад Правительство РФ утвердило Концепцию технологического развития, она определяет будущее отечественной промышленности. Ставка там сделана на микроэлектронику, аэрокосмическую отрасль, станкостроение и другие высокотехнологичные сектора. Для всего этого нужна сырьевая база.
Если следовать темпам, заложенным в концепцию, то лития для накопителей энергии нам потребуется в десять раз больше, сказала на сессии ПМЭФ вице-премьер Виктория Абрамченко.
Лицензии на добычу лития в Мурманской области уже выданы, аукционы состоялись в феврале 2023 года. Полмостундровское месторождение разрабатывает «Арктический литий» (учредители — ТД «Халмек» и Химико-металлургический завод), Колмозерское месторождение досталось «Полярному литию», дочернему предприятию «Норникеля» и ГК «Росатом».
В ходе ПМЭФ руководство Мурманской области заключило с «Полярным литием» соглашение о добыче лития.
Также на полях форума был подписан специальный инвестиционный контракт по созданию в Калининградской области завода по производству литийионных батарей для электротранспорта. Запуск производства намечен на 2025 год. Именно в Калининградскую область планируется отправлять литий, полученный на Колмозерском месторождении. Завод создаётся силами ООО «Рэнера», это предприятие входит в состав ТВЭЛ, топливной компании Росатома.
Одно свободное (т.е. не заинтересовавшее пока никого) месторождение лития в Мурманской области осталось. Лицензиатов ищет Вороньетундровское месторождение, там имеется 5,7 тыс. тонн лития, также есть запасы оксида рубидия, оксида цезия и тантала.
В целом в Заполярье находится 34,4% разведанных запасов оксида лития в России. Это 1,2 млн тонн. К 2030 году хотят добыть 12,5 тыс. тонн. К 2035 году увеличить объёмы производства до 22,6 тыс. тонн.
Кольский полуостров как источник металлов
Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»
В Мурманской области собираются добывать не только литий. Там, например, огромные запасы хрома — 9,5 млн тонн.
В программу Минприроды вошли месторождения в районе Хибин и Ловозера на Кольском полуострове. Некоторые редкоземельные металлы на уже разрабатываемых месторождениях не извлекаются. Так происходит в Апатитовом Цирке, Коашвинском, Кукисвумчоррском, Ньорпахкском месторождениях, на Оленьем Ручье, Плато Расвумчорр и Юкспорском руднике.
Месторождения «заточены» под добычу фосфатов. На Ковдорском месторождении в качестве попутного компонента добывают цирконий. Титан, тантал и ниобий на Ловозерском месторождении извлекают из уже добытой руды.
Сейчас в Мурманской области добычей твёрдых полезных ископаемых занимаются 17 компаний, у них есть 25 лицензий. Всего в регионе выдано 65 лицензий.
При чём тут Севморпуть
Фото: ФГУП «Атомфлот»
Программа лицензирования участков официально привязана к Северному морскому пути. В приказах Минприроды указано, что ресурсная база ископаемых потенциально может обеспечить его загрузку.
Действительно, большинство месторождений, для которых ищут лицензиатов, находятся в самых северных участках Арктической зоны. Но близость к трассе Севморпути вряд ли позволит добывающим компаниям сильно сэкономить — затраты на добычу в арктических широтах колоссальные, а объёмы производства, особенно редкоземельных или особо ценных металлов, не такие, чтобы возить их контейнерами. Об этом MASHNEWS рассказал Михаил Блинкин, научный руководитель городского и регионального развития НИУ ВШЭ.
«Если мы говорим о редкоземельных металлах, то это всегда некрупные партии. Поэтому я не думаю, что их добыча принципиально скажется на загрузке большой транзитной магистрали», — отметил Михаил Блинкин.
«Освоение месторождения — это дорогое и трудоёмкое дело. В случае с этими вакантными лицензиями всё только начинается. Вначале будет идти поиск компаний, и даже когда они получают лицензию, о добыче в 2023-м или даже 2024 году речи не идёт. Ведь одно дело выдать лицензию, другое — провести подготовительные работы в труднодоступных районах, построить инфраструктуру, начать освоение. Это работа вдолгую», — говорит Блинкин.
Эксперт подчеркнул — учитывая важность месторождений для экономики страны и сложность освоения, судьба каждого участка индивидуальна. Добывающие компании и власти, как федеральные, так и региональные, будут взвешивать все затраты и риски, и в каждом случае решение будет приниматься своё.
Например, к уже разрабатываемому Баимскому месторождению на Чукотке прокладывают зимник продлённого действия из Анадыря и Магадана. Где-то возможно использование ресурсов Севморпути, где-то — северных рек, не исключено, что особо ценное сырьё могут и доставлять на базы вертолётами. Главное — добыть.
СПРАВКА MASHNEWS:
По оценкам Минприроды, в недрах России имеются запасы 17,4 млн тонн редкоземельных металлов. При нынешнем объёме производства этого количества хватит на 154 года. Обеспеченность запасами хрома оценивается в 43 года, тантала — в 1771 год, титана — 270 лет, циркония — 118 лет. В Арктической зоне сейчас действует 887 лицензий. 67% лицензий выданы для добычи драгоценных металлов.