10 октября 2023 09:46
читать 9 минут

В России будут ставить коды на всю одежду. Надеются, что контрафакта станет меньше

На всю продукцию легкой промышленности может в ближайшее время распространиться обязательная маркировка в системе «Честный знак». Уже сейчас QR-коды необходимы для шуб, костюмов и постельного белья. Перечень собираются тотально расширить, включив в него вообще всю текстильную и трикотажную продукцию. Готовы ли к этому производители и потребители, выяснял MASHNEWS.

Код шали

Пока обязательной маркировки подлежат не все товары легкой промышленности. Но сейчас на этапе согласования находится проект постановления, который расширяет перечень продукции подлежащей маркировке, туда включат все остальные предметы, сообщила на  международном форуме «Антиконтрафакт 2023» Анна Петрушина, руководитель группы легкой промышленности Центра перспектив и технологий (оператор государственной системы маркировки «Честный знак»).

Маркировка пришла в легкую промышленность в 2021 году, когда QR-коды появились на изделиях из натуральной кожи. Постепенно перечень расширялся. С 1 июня 2023 года производители и импортеры обязаны наносить QR-коды на пальто, куртки, трикотажные блузки, женские блузки, кардиганы и т.д.

Система непростая. Маркировка вводится по отдельным номерам товарной номенклатуры ТН ВЭД. Например, с 1 июня введена обязательная маркировка для комплектов постельного белья, но подушки и наволочки оформляются другими кодами, они в перечень не включены.

Дата, когда маркировка может стать тотальной, пока не определена. В «Честном знаке» предлагают бизнесу готовиться к нововведениям уже сейчас.

Помогают крупным, малые должны выплывать сами

Маркировка преследует одну цель — снизить количество контрафакта. Пока его очень много. Доля контрафакта в легкой промышленности Росстатом оценивается в 20%, а объем рынка составляет около 4 трлн рублей.

В Минпромторге данные еще более неутешительные. «Неофициальный рынок легкой промышленности в 2-2,5 раза больше [то есть 8-10 триллионов рублей]», - сообщила на конференции директор департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России Вера Хмырова.

Долю легального отечественного производства на рынке одежды и обуви в Минпромторге оценивают в 10% в целом, по отдельным направлениям российского производства нет вообще.

Основная доля контрафакта - это импорт, условные «Абибасы» из Китая и Турции. Именно с такой продукцией и должна бороться система маркировки. Но есть нюанс — контрафакт производят не только иностранные компании, но и российские предприятия. И сейчас стоит вопрос, как относиться к контрафактной продукции, сделанной в России. В Минпромторге призывают не рубить с плеча.

«Наверное, это плохо, но в той экономической модели, в которой сейчас находится легкая промышленность, если есть возможность у отечественного бизнеса создавать производство верхней одежды, это скорее плюс, потому что мы понимаем, что сейчас они создают импортозамещающую продукцию китайских и турецких производителей», - говорит Хмырова.

По новым правилам производителям придется выходить из тени, получать сертификаты и вкладывать деньги в оборудование для маркировки и на каждые отдельные QR-коды. Это, по оценкам Минпромторга, может привести к росту себестоимости продукции.

Возможностей поддержать производителей напрямую у Минпромторга практически нет.

«Та помощь, которая есть от министерства промышленности и торговли, рассчитана в первую очередь на предприятия крупного бизнеса, производящие сырье для швейной промышленности — трикотажные полотна и полотна, меры поддержки есть для кожевенных предприятий. Но швейная индустрия представлена большим количеством малого бизнеса и ИП, у нас такая экономическая модель», - отметила Хмырова. 

Изображение: Шуйские ситцы

Придется расширять штат

Одной из компаний, кто ввел маркировку для обязательных видов продукции и тестирует эту систему на вещах, которым QR-коды пока не нужны, стало АО «Шуйские ситцы». Это один из крупнейших производителей постельного белья в России, ежегодно компания выпускает более 60 млн метров ткани, из которой отшивается 6,5 млн изделий. Оборот — 3,5 млрд рублей, работают на предприятии 2 тыс. сотрудников.

Для отечественного легпрома такие показатели редкость, один из секретов успеха предприятия - долгие годы «Шуйские ситцы» были ключевым поставщиком постельного белья для магазинов «Икеа». После ухода компании с рынка отечественный производитель стал развивать собственный бренд.

«Маркировка — это недорого. 50 копеек штука. Дорого начало. Вложения в оборудование, для крупного бизнеса это немного, а малому бизнесу нужно растолковать, что нужно сделать и как настроить процессы. Это не является для нас основанием для повышения цены», - сообщила генеральный директор АО «Шуйские ситцы» Анна Богаделина.

Вложения, о которых говорит Богаделина, — это специальные принтеры для печати кодов, считывающие устройства, покупка ПО и обучение сотрудников, которым нужно вводить данные в систему. Последний пункт самый сложный для микробизнеса — если гиганты рынка могут себе позволить взять в штат отдельного специалиста по работе с «Честным знаком», то микробизнесу, где директор занимается бухгалтерией и ведет контракты, такое не под силу.

 Маркетплейсы как источник контрафакта

Даже сейчас, когда маркировка для многих видов продукции легкой промышленности стала обязательной, продавцы часто обходятся без нее, признают в Минпромторге и «Честном знаке».

Значительная доля продукции продается не в стационарных магазинах, а на рынках и через маркетплейсы, что позволяет продавцам избежать встреч с контролирующими органами. Не удается отследить и оптовые партии продукции, поступающие на торговую точку от производителя, по документам — это обычные грузы, которые пересылают друг другу частные лица.

А в поле зрения попадают те, кто стремится вести бизнес цивилизованно, регистрирует свою деятельность, не скрывает адрес производства и адреса магазинов.

 Фото: ФТСОтделить отечественную подделку от иностранной

Борются с контрафактом не только чиновники. Сейчас, если торговую точку или производителя ловят на незаконном использовании известного бренда, то правообладатель требует крупную компенсацию, за одну футболку или сумку могут взыскать сотни тысяч рублей. В правительстве считают, что это неправильно.

«Взыскание компенсаций за незаконное использование товарных знаков для некоторых компаний превратилось в форму хозяйственной деятельности. Решением стало внесенный в Госдуму законопроект, который позволяет судам более гибко подходить к определению размера подлежащей взысканию компенсации», - заявил начальник Управления организации предоставления государственных услуг Роспатента Дмитрий Травников.

Правда, в случае принятия законопроекта, главными выгодоприобретателями станут не отечественные производители одежды, дизайнеры которых поместили на футболку какого-нибудь  персонажа мультфильма. Выиграют в первую очередь  производители «Абибасов», направляющие в Россию контрафакт крупными партиями.

Именно поэтому, говорят в Минпромторге, главные контрольные мероприятия должны быть связаны с импортом.

Но как отделить российских производителей сомнительных изделий? Ответа на эти вопросы в министерствах и ведомствах нет.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!