В Республике Коми строят первое в России производство карбида кальция
«Завод карбидов и ферросплавов» инвестировал в предприятие 700 млн рублей. Завод откроют в 2025 году. Он позволит снизить зависимость российских промышленников от импортных поставок материала.
![](/api/cache/2025/02/17/1739776544_58346.9a6adb99.webp)
Монтаж оборудования на заводе. Фото: администрация Инты.
Новое производство запустят в Инте, пишет издание «Новый проспект». Мощность первой очереди составит 9 тыс. тонн карбида кальция в год. В перспективе ее увеличат до 30 тыс. тонн. Через 3 года после начала работы завод также начнет выпуск ферросплавов объемом 50 тыс. тонн в год.
Сырьем для производства карбида кальция станут известняк и уголь, которые будут закупать у предприятий Коми. Потребителями продукции будут такие компании, как Соликамский завод десульфаторов, «Северсталь» и др.
- Согласно сервису «Контур.Фокус», собственником ООО «Завод карбидов и ферросплавов» является Олег Константинов. Ранее он был совладельцем и руководителем нескольких московских компаний, которые торгуют лакокрасочными материалами (ООО «Промкраска ТЦ», ООО «Территория цвета», ООО «Технолог ЛКМ»).
Карбид кальция используют в металлургической промышленности и строительстве (для очищения и восстановления металла от примесей), а также в химической промышленности (для производства синтетического каучука, искусственных смол) и сельском хозяйстве (для производства удобрений).
По данным ООО «Завод карбидов и ферросплавов», сейчас карбид кальция импортируется в Россию из Казахстана (90%), Словакии и Китая.
О зависимости России от импорта этого продукта говорят и аналитики. По информации инвестиционно-аналитической группы «ПКР», с 2021 по 2024 год карбид кальция полностью импортировался. Объем импорта составлял около 20 тыс. тонн в год.
На протяжении последних 3 лет основным поставщиком карбида кальция является АО «Темиртауский электрометаллургический комбинат», который занимает 97% всего объема поставок.
«Темиртауский электрометаллургический комбинат». Иллюстративное фото: ТЭМК.
«Что касается китайских поставщиков, в 2024 году наибольший объем был поставлен компаниями Dingbang International и Inner Mongolia Acme Chemical. На них пришлось 3% от общего импорта», — отметила Екатерина Рыжих, руководитель отдела маркетинговых исследований и аналитики инвестиционно-аналитического агентства «ПКР».
По ее данным, цена на этот вид сырья значительно возросла: в 2024 году стоимость одной тонны достигла 90 тыс. рублей, что на 64% выше, чем в 2021 году.
«Зависимость от единственного поставщика создает ощутимые риски для отечественных предприятий, использующих карбид кальция в своем производстве, в частности химических заводов. Перебои с поставками или дальнейшее повышение цен могут привести к остановке производственных линий, росту себестоимости, снижению конкурентоспособности российских предприятий на внутреннем и внешнем рынках», — говорит эксперт.
Увеличение стоимости карбида кальция оказывает влияние и на металлургию. «Возросшие затраты на сырье могут вынудить предприятия пересмотреть свои технологические процессы, искать альтернативные материалы или перекладывать часть финансовых издержек на потребителя», — добавляет Екатерина Рыжих.
Потребность в карбиде кальция в России будет расти, поскольку его основные потребители расширяются. По данным цифровой платформы «Инвестиционные проекты», в 2025 году вложения в проекты промышленности вырастут на 13,1% по сравнению с 2024 годом. Пик отраслевого финансового объема ожидается в 2026 году, когда инвестиции в химическую промышленность вырастут еще на 27,3% и достигнут 1,4 трлн рублей. Вложения в проекты металлургической промышленности в России в 2025 году составят 1,2 трлн рублей, что на 38,6% превышает показатели 2024 года.
Карбид кальция. Иллюстративное фото: «Темиртауский электрометаллургический комбинат».
О том, что спрос на карбид кальция не сократится, говорят и участники рынка. Как отметили специалисты ГК «Стройкомплект», спрос на эту продукцию растет как со стороны предприятий, так и со стороны физических лиц, которые используют его для бытовых нужд на дачных участках. Он эффективен для очистки выгребных ям и даже для отпугивания кротов.
«Если российские производители смогут наладить производство карбида кальция и предложат интересную цену, их продукция будет пользоваться спросом», — уверены представители ГК «Стройкомплект».
Новое производство ферросплавов в Коми тоже может быть успешным, полагают аналитики. Предполагаемый выпуск продукции в объеме 50 тыс. тонн в год позволит Заводу карбидов и ферросплавов занять до 20% российского рынка. Так, по данным компании TK Solutions, в 2023 году российские предприятия выпустили 279,4 тыс. тонн феррохрома — основного вида ферросплавов.
Но сейчас запуск такого производства был бы невыгоден, отмечают эксперты: спрос на ферросплавы на внутреннем и внешнем рынках со стороны основных потребителей — предприятий черной металлургии — сокращается.
«Снижение объемов выпуска стальной продукции в России обусловлено прекращением действия в 2024 году государственной программы льготной ипотеки, повышением ключевой ставки ЦБ и трудностями с вывозом продукции за границу», — добавляет независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов.
По данным Росстата, остатки ферросплавов в России на конец ноября 2024 года составили 214,7 тыс. тонн, в то время как в конце ноября 2023 года этот показатель был на уровне 92 тыс. тонн.
«Это свидетельствует о снижении спроса на продукцию», — отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Однако в перспективе рынок ферросплавов ждут более благоприятные времена. «Текущий спад сменится увеличением спроса, ведь различные металлы и сплавы по-прежнему необходимо производить. Главное для экспортеров этой продукции — найти новые маршруты его поставки традиционным потребителям, так как загрузка Восточного полигона и восточных портов значительна. Также нужно искать новых покупателей для поддержания спроса на ферросплавы», — заключает Дмитрий Баранов.