В Петербурге представили надводные беспилотники «Сделано в России» с импортными двигателями
На судостроительной выставке «Нева-2023» в Петербурге обсудили перспективы надводных беспилотников. Китай и Индонезия похвастались десятками видов автономных и полуавтономных судов, Россия – одним катамараном, не больше детского велосипеда. MASHNEWS рассказывает, как тяжело отыскать на «Неве» беспилотный катер с надписью «Сделано в России», а потом выяснить, что у него внутри.
Фото: Олег Дилимбетов
Начали за развитие
В Петербурге началась выставка «Нева-2023», которая позиционирует себя как крупнейшая гражданская судостроительная выставка в Европе, пусть и восточной. Международные стенды были представлены Беларусью, Турцией и Китаем. Самой объединяющей стала сессия по беспилотному судовождению и его будущему.
Там собрались китайцы, индонезийцы и целый гражданин недружественной Великобритании в лице Грегора Стивенса, старшего менеджера Международной морской палаты судоходства. С него разговор и начали.
Он сразу обмолвился, что в 2025-м году заработают новые международные правила, которые помогут некоторым судостроителям решиться на создание беспилотных надводных судов.
Однако, согласно опросу палаты, который Стивенс и курировал, судоходные компании не жалуют беспилотные надводные суда (БНС). Только 42% опрошенных сказали, что хотели бы использовать БНС, 24% рассматривают такую возможность и 34% не хотят.
Фото: Олег Дилимбетов
Если говорить о сферах, где использовать БНС хотят, то это грузоперевозки, потому что людей на беспилотниках возить боятся. Искусственный интеллект ответственность за жизни людей нести не будет, поэтому компании, оказывающие услуги, предпочли бы контролировать всё на месте, то есть на борту.
Стивенс же перечисляет плюсы, которые дает беспилотное судно.
- Человек не умрет на судне, если его там нет;
- Автономные суда меньше вредят экологии (как минимум не сбрасывают в океан предметы жизнедеятельности человека);
- Больше места для груза;
- Экономия на еде для экипажа;
- Экономия на зарплатах;
- Почти сведен к нулю человеческий фактор («почти», потому что накосячить может внешний оператор).
Эти как будто никому не показавшиеся забавными замечания, померкли перед одним глобальным – моряков рождается все меньше. По подсчетам Стивенса, в год вузы и курсы должны заканчивать по 70 тыс. моряков в мире, но население стареет, и БНС сможет решить проблему, когда в год моряками будет становиться меньше 70 тыс. человек.
Что думают о БНС сами моряки в Международной морской палате судоходства, как оказалось, не интересовались.
Второй спикер, заместитель директора отдела зарубежного бизнеса OceanAlpha Group Limited Джейсон Лиу, чья компания поразила участников разговора количеством автономных судов, которые у них есть (патрульные, грузовые, разведывательные и бог знает какие еще, всего 409 патентов), рассказал о минусах БНС, но, видимо, в рекламных целях.
Фото: Олег Дилимбетов
Он упомянул, что пожар на беспилотном судне потушить будет некому, но у его компании есть спецкатер на такой случай (тоже беспилотный). При этом ему пришлось сказать, что для дальних грузоперевозок (месяц-два в пути) беспилотные суда не подойдут. Дело в том, что просто не хватит места для аккумуляторов.
Наш ответ Джейсону Лиу
Беспримерно уверенно взяла слово гендиректор компании «Форт XXI» Светлана Дунчевская. Сначала она сказала, что в России нормальных БНС нет, кроме одного, разработки ее компании, а потом осадила китайского коллегу, у которого таких БНС под полтысячи.
«В отличие от того, что предлагают китайские коллеги, это не игрушка», - представила она БНС «Калан».
Фото: Олег Дилимбетов
Это катамаран, который проводит съемку. Дунчевская довольно долго расписывала его преимущества, например, крейсерскую скорость в 7 км в час или наличие металлического «гаража», благодаря которому он не бьется о борт корабля, когда его спускают на воду.
Однако всё это разбилось о вопрос из зала: а двигатели чьи?
Blue Robotics (это компания из недружественных США, - прим. ред.), признала Дунчевская, и, как бы оправдываясь, продолжила, - но в следующей модели будет китайский аналог, а потом и российский, который, правда, не вызывает уверенности в надежности.
MASHNEWS ознакомился с характеристиками «Калана» на стенде, посвященном этому беспилотному катамарану. Там рассказали, что форма (то есть вид катамарана), выбрана, потому что устойчива. Эксперты же говорят наоборот: при больших волнах катамараны теряют остойчивость и начинают отрицательное всплытие.
Настоящий «Калан», хоть он и маленький, на форум «Нева» не привезли, а сделали его копию (частично из пенопласта) один к одному.
«Нужен в других местах, производство пока не серийное», - пояснил Mashnews сотрудник «Форта XXI». Но при этом отметил, что готовится уже новая модель «Калана», которая будет больше.
Катер российский, но есть нюанс
На форуме найти компанию, которая бы занималась автономным судовождением, гораздо сложнее, чем отыскать производителей канатов.
Фото: Олег Дилимбетов
Тем не менее у концерна «Моринформсистема-Агат» (входит в Корпорацию морского приборостроения, КМП) есть разработка безэкипажного катера «Лабиринт». Любезная разработчица, которая согласилась рассказать о судне, но попросила не называть ее имени сообщила, что катер, конечно, российский, но есть нюанс.
Фото: Олег Дилимбетов
У разработки нижняя часть взята от гидроцикла. С этой нижней частью идет в комплекте и двигатель.
«Ну, гидроцикл был канадский», - призналась она.
Да и в самом катере, часть электроники, конечно, импортная. Катер этот нужен для патрулирования, в том числе для силовиков, но больше для мониторинга нефтебаз, газохранилищ и тому подобного.
Также «Агат» сделал безэкипажный катер «Фарватер» (который, при желании, можно использовать и с экипажем). Он нужен для буксировки, поисковых и спасательных операций. Чей в нем двигатель, собсеседница MASHNEWS не знает, но тоже не отечественный.