В Марий Эл пытаются продать один из крупнейших в стране заводов детского питания. Пока без успеха
В Йошкар-Оле выставили на торги комплекс по производству детского питания немецкой фирмы Van der Molеn GmbH. Начальная цена лота — 755 млн рублей, мощность оборудования в момент, когда оно закупалось, позволяла ежегодно производить до 4 млн тонн фруктового и овощного пюре. С такими оборотами инвестор мог бы занять более 3,5% отечественного рынка детских пюре и стать крупнейшим производителем такой продукции в Поволжье. Однако желающих купить завод пока не находится. Почему производство не может найти инвестора, выяснял Mashnews.
Оборудование стоит в ящиках
Правительство республики Марий Эл продает изготовленный в Германии комплекс по производству детского питания. 6 мая его выставили на торги. Комплекс включают в план приватизации минимум с 2011 года.
В ноябре 2023 года Минимущества Марий Эл уже предлагало приобрести завод за 845 млн рублей. Торги признали несостоявшимися. Но тогда власти региона собирались продать оборудование вместе с заводским зданием в Йошкар-Оле. В этот раз в лот включено только движимое имущество.
В состав оборудования входит:
- - линия изготовления яблочного пюре мощностью 4 тонны в час,
- - линия для переработки моркови (6 т/час),
- - линии по изготовлению морковного пюре, сока и сгущения,
- - асептическая линия розлива и расфасовки плодового пюре и концентрата морковного сока,
- - установки для деминерализации воды и растворения сахара,
- - оборудование для смешивания, пастеризации, асептического розлива,
- - промышленные холодильники,
- - лаборатория,
- - системы визуального контроля.
Судя по фотографиям, которыми иллюстрируется лот, оборудование находится в ящиках. В документах оно называется новым. Как следует из отчета Контрольно-счетной палаты (КСП) за 2006 год, его закупили еще в 2004-2005 годах, но так и не смонтировали.
Срок гарантии истек
Строительство завода детского питания в Йошкар-Оле велось в рамках федеральной целевой программы «Развитие индустрии детского питания», которая предполагала строительство по всей стране целой сети заводов по производству разных видов детского питания - от сухих молочных смесей, до мясного пюре и снеков.
В 2006 году, на момент проверки КСП, готовность комплекса оценивалась в 39%. То есть, когда оборудование привезли, монтировать его было попросту некуда, поэтому аппаратуру отправили на склады, где, судя по всему, оно хранится до сих пор.
Отдельно отмечалось, что гарантийный срок оборудования составляет 18 месяцев.
Между тем, строительство завода продолжилось даже когда гарантия производителя оборудования истекла. К 2009 году готовность комплекса оценивалась в 87%. Но тогда прекратилось финансирование строительства, это следует из данных судебного разбирательства между дирекцией по строительству комплекса и застройщиком.
В 2011 году дирекция по строительству завода была ликвидирована. А недостроенный комплекс с оборудованием так и остался.
Были шансы
Еще с начала девяностых годов на уровне правительства страны было принято решение о создании сети предприятий по производству детского питания. Но строительство шло с трудом. Из 23 предприятий, которые должны были быть введены в эксплуатацию в 1991-1993 годах, было построено три.
Как сообщили Mashnews в Мингосимущества Марий Эл, из десяти заводов по производству овощных и фруктовых детских пюре, строительство которых было запланировано в рамках программы «Развитие индустрии детского питания», сейчас работают только два предприятия. Это ООО «Лебедянский» в Липецкой области, где производится продукция под брендами «Тонус», «Я» и «Frustyle», а также ООО «Динской консервный завод» в Краснодарском крае.
«С последним, производителем соков, пюре и повидла, министерство активно вело переговоры с целью определения объективной оценки аналогичного оборудования, находящегося в собственности Республики Марий Эл», - рассказали в Минимущества Марий Эл.
В 2000 году Контрольно-счетная палата констатировала, что за восемь лет в целом по стране было остановлено строительство 60 предприятий по производству детского питания, причем, на 27 из них к этому моменту уже поступило оборудование. К этому моменту износ основных фондов на действующих предприятиях по производству фруктовых и овощных консервов оценивался аудиторами КСП в 45%. К 2000 году российские производители могли удовлетворить внутренний спрос лишь на 30%.
Сейчас ситуация на рынке детского питания совсем иная.
В Tebiz Group общий объем рынка оценивают в 650 млрд рублей. На предприятия Центрального федерального округа, согласно исследованию [СБ1] аналитического агентства «Агроан», приходится 59,6% рынка, 36,6% имеют компании Южного Федерального округа, 3,4% - у предприятий Северо-Запада. Объемы производства детского питания в других федеральных округах находятся за пределами статистической погрешности.
В 2021 году по данным Bisiness Stat, в Россию было импортировано 20,1 тысяча тонн детских консервов, что на 5,1 тысячу тонн меньше, чем годом ранее.
Долю импорта по итогам 2021 года в «Агроан» оценивают в 41 млн долларов. Причем, в основном в Россию поступает белорусское пюре, на него приходится около трети от всех поставок. В свою очередь российские компании активно экспортируют свою продукцию в страны СНГ, в основном в Казахстан и Узбекистан.
Лом или ценный актив?
По оценкам Discovery Research Group, объем рынка фруктового и овощного детского пюре в России в 2022 году составил 109 млн тонн.
Если бы комплекс в Марий Эл с мощностью 4 млн тонн продукции в год был введен в эксплуатацию, то он мог бы стать заметным игроком на рынке детского питания. Например, сопоставимые объемы пюре производятся на калининградском заводе «Хипп».
Почему же никто из инвесторов пока не заинтересовался комплексом?
Президент Союза предпринимателей малого и среднего бизнеса Марий Эл Алексей Смирнов в беседе с Mashnews предположил, что в первые годы, когда комплекс выставляли на торги, инвесторов могли отпугивать условия в регионе, в частности, тарифы на коммунальные услуги.
«Я работал в Агентстве инвестиционного и экспертного развития Республики Марий Эл при Минэкономразвития и скажу по опыту общения с потенциальными инвесторами, что у нас неоправданно высокие тарифы на электроэнергию, и это негативный фактор для развития инвестиционного потенциала. Вопрос неоднократно поднимался на встречах с региональным правительством, но они разводят руками ссылаясь на автономность частной коммерческой компании «Мариэнергосбыт», - отметил Алексей Смирнов.
Сейчас, когда с момента закупки выставляемого на продажу оборудования, прошло почти 20 лет, возникает вопрос и с его состоянием.
«Работопригодность нужно проверять со специалистами», - сказал Алексей Смирнов. Собеседник редакции не знает, в каком состоянии находится оборудование, выставляемое на продажу. Точно также не знают этого и потенциальные инвесторы.
Наталия Синицына, член генерального совета «Деловой России», генеральный директор компании ООО «НаДО» в беседе с Mashnews отметила, что оборудование, которое столь долгий срок находится в ящиках, даже в теплом проветриваемом помещении подвержено старению.
«Изоляция проводов, электромоторов, электронных плат постепенно деградируют и требуют замены, объем работ сопоставим с приобретением новых шкафов управления и электро-технических изделий. Оборудование, работающее под давлением, котлы, емкости, аппараты ведут свой срок эксплуатации с момента изготовления, а не с момента ввода в эксплуатацию, поэтому на данный момент требуют проведения экспертиз, результаты которых будут скорее всего отрицательными. Все резиновые уплотнения (в том числе запорная арматура), манжеты требуют полной замены», - перечислила эксперт.
Но кое-что, по мнению Наталии Синицыной, и сейчас с большой вероятностью может быть использовано на производственной линии.
«Интерес представляет емкостное оборудование, соединяющие трубы, конвейеры, кроме лент, которые уже деградировали», - привела пример эксперт и резюмировала, что хотя с большой вероятностью оборудование морально устарело, но отдельные узлы использовать можно после проведения экспертизы и доработки.
«В целом инвесторы относятся к таким законсервированным комплексам как к неликвидам. С целью реализации отдельных узлов оборудования такие объекты выставляются на торги, но исключительно по первоначальной стоимости, несмотря на моральный и физический износ, которые удешевляют их. Правильно было бы продавать эти объекты по остаточной стоимости, но это никогда не делается», - подчеркнула Наталия Синицына.
«Минимальная цена предложения, по которой может быть продано имущество (цена отсечения) - 50% от начальной цены, что составляет — 377,6 млн рублей. Планируемый срок приема заявок на участие в торгах посредством публичного предложения - до 3 июня 2024 года», - рассказали в Мингосимущества Марий Эл.
Перспективы продажи
Сейчас на рынке детского питания конкуренция обострилась. Уход западных брендов для многих секторов потребительского рынка стал окном возможностей. Но не для детского питания. Официально иностранные производители детского питания российский рынок не покидали, хотя из-за логистических сложностей, по данным NielsenIQ, Россия, ассортимент в 2022 году сузился на 9,2%, при этом спрос на продукцию сократился на 11,6%.
Но в финансовом выражении рынок растет.
По данным сервиса «Чек-индекс», в минувшем году средняя стоимость баночки детского питания составила 79 рублей, рост относительно 2022 года составил 12%. Однако прогнозы по развитию рынка не позитивные — продажи сокращаются из-за снижения рождаемости.
На этом фоне перспективы того, что крупный инвестор захочет вложить серьезные суммы в покупку и доработку закупленного почти 20 лет назад оборудования, выглядят сомнительно.