В Крыму из прогулочного катамарана сделали беспилотник на водородном топливе
Инженерный успех исполнителя заказчик не оценил в связи с несоответствием судна техническому заданию и потребовал возврата предоплаты за проект.

Московское акционерное общество «Специальное конструкторско-технологическое бюро по электрохимии с опытным заводом» (АО «СКТБЭ») в 2020 году заключило контракт с севастопольской компанией «Севпромкомплект» на изготовление и поставку беспилотной роботизированной морской платформы с энергетической установкой на водородных топливных элементах. Судно нужно было сдать через два года, к 31 декабря 2022.
Проектные сроки неоднократно сдвигались, техзадание корректировалось, приемка откладывалась, и в итоге партнеры встретились в суде. Mashnews узнал, кто остался владельцем инновационного водоходного дрона, и попросил экспертов оценить состоявшийся судостроительный эксперимент.
Проект мог стать прорывным
АО «СКТБЭ» является производителем оборудования для выпуска, хранения и дожигания водорода, машинных агрегатов химического машиностроения, систем газоаналитики. На протяжении многих лет предприятие ставит себе задачу по организации полного цикла создания новой техники – от НИОКРов до запуска продукции в серию.
Проект морской роботизированной морской платформы с энергетической установкой на водородных топливных элементах отвечал актуальным тенденциям в области развития водного транспорта, включая переход на альтернативное топливо и дистанционное управление. Собственных судостроительных компетенций у бюро не было, но имелся опыт по системам электрохимической регенерации воздуха, читай, по водороду.
Коллаборация с судостроителями сулила применение достижений АО «СКТБЭ» в новой перспективной области. Предприятие выделило на разработку судна на водородном топливе 77,5 млн рублей. «Севпромкомплект» взялся за эту работу за 62,5 млн, получив предоплату от заказчика 25 млн.
Согласно техническому заданию будущий беспилотный катер предназначается для эксплуатации в морских акваториях в условиях мореходности до трех баллов на скорости до 10 узлов. Длина роботизированной морской платформы с водородной энергетической установкой 5,5 м, ширина – порядка 2 м, высота борта – 1,1 м. Полное водоизмещение судна не должно превышать 3 тонн.
Предполагалось оснастить катер двумя электродвигателями, питаемыми от литий-ионных или литий-титанатных аккумуляторов. Накопители заряжались бы от водородной энергетической установки мощностью не менее 50 кВт, а их емкость следует рассчитывать на 10 часов хода.
При достаточно скромном бюджете, серьезных проектных требованиях и жестких договорных обязательствах «Севпромкомплект» рискнул, но не справился с заданием. Арбитражный суд Москвы решением от 23 сентября 2025 расторг контракт между сторонами, обязал исполнителя вернуть предоплаченные 25 млн и уплатить заказчику неустойку 12 млн рублей. Сконструированное судно осталось у подрядчика.
Mashnews не удалось связаться с исполнителем: контактные данные «Севпромкомплекта» в открытых источниках не соответствуют действительности, своего сайта у компании нет. Поэтому дальнейшая судьба построенного судна и перспективы обжалования судебного решения остаются неизвестными.
Остров невезения
Потери АО «СКТБЭ» в этой истории – почти 5 лет ожидания и отсутствие результата при одновременном появлении в отрасли первых успехов в похожих инновационных проектах. Бюро сделало все возможное, чтобы исполнитель смог реализовать проект, но этого оказалось недостаточно.
Заказчик оставил за «Севпромкомплектом» право выбрать базовое судно – им стал выпускаемый в РФ катамаран «Медуза 590», хотя заказанная платформа должна была стать эксклюзивом и выпущена в одном экземпляре, соглашался на некоторые коррективы в проекте, терпел срыв контрактных сроков. Как указано в материалах дела, исполнитель затягивал презентацию катера: то переносил испытания машины из морской акватории в пресный водоем, причем без участия заказчика, то указывал не соответствующие действительности места нахождения судна для его осмотра и окончательной приемки.
Представители бюро не могли принимать систематического участия в реализации проекта «вживую», например, осматривать и оценивать ход работ на разных этапах, поскольку для этого всякий раз у «Севпромкомплекта» находились формальные причины. Ситуация осложнялась значительной географической отдаленностью партнеров друг от друга.
«Здесь мы видим историю с реальным инженерным экспериментом, который требовал тесной координации, постоянного взаимодействия заказчика и исполнителя. Проект сложный, новый, такие амбициозные разработки не реализуются без оперативного решения текущих проблем. Подрядчик принимал ключевые решения на свой страх и риск, в итоге получилось существенное расхождение с базовыми требованиями технического задания», – отмечает кандидат технических наук, коммерческий директор АО «ЦНИИ «Курс» Даниил Коновалов
Заказчик предоставил исполнителю широкую свободу творчества и полета инженерной мысли, но с фундаментальной оговоркой: окончательный вид судно приобретет после испытаний. Однако к участию в них АО «СКБТЭ» не пригласили и провели тесты в неподходящих условиях.
Результаты своей работы «Севпромкомплект» представил АО «СКБТЭ» только в 2024 году, причем уже после подачи иска о расторжении договора. Заказчик выявил существенные несоответствия физических параметров судна и характеристик оборудования требованиям технического задания и отказался подписывать акт приема-передачи. Критические отклонения от проекта подтвердила и судебная экспертиза. Чем все закончилось, нам уже известно.
«Любой подрядчик, который берет на себя серьезные контрактные обязательства, должен адекватно оценивать предъявляемые требования и рассчитывать свои силы. Это жесткие, но законные условия, которые гарантируют заказчику либо получение нужной продукции, либо возврата потраченных средств», –подчеркивает доцент отделения машиностроения, морской техники и транспорта Дальневосточного федерального университета Вячеслав Селезнев.
По мнению экспертов, исход для «Севпромкомплекта» неприятный, но закономерный.
Ценный опыт на перспективу
При всем этом компания-исполнитель может записать себе в актив сразу несколько важных позиций, отмечают собеседники Mashnews.
«В рамках обязательств они пытались по-новому применить оборудование и установить сложные системы на готовое судно с другим назначением. Это тоже является достаточно хорошим результатом для научно-исследовательской опытно-конструкторской работы. Подрядчиком разработаны определенные технические решения, которые в принципе могут быть востребованы в дальнейшем», – говорит Вячеслав Селезнев.
«Севпромкомплект» попробовал свои силы о очень перспективных направлениях судостроения, особенно большой потенциал у беспилотных технологий.
«Подрядчик сделал безэкипажное судно по критериям классификации морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов МАНС как частично автономное (дистанционно управляемое). Это, конечно, далеко не полная автономность, но, насколько я понимаю, претензий со стороны заказчика не было, подобной автономности было достаточно для отработки управления судном. И что касается в целом автономных судов, безусловно, за ними будущее, как и за любыми беспилотными системами, которые сейчас есть. Наряду с перспективами использования водородных энергетических установок, просматривается органичный тренд на создание автономных судов-платформ на электродвижении со значительным запасом хода, что актуально для решения большинства отраслевых задач», – уверен Даниил Коновалов.
Основными барьерами для прорыва в развитии беспилотных технологий в России специалисты называют отставание от требований времени нормативно-правовой базы, в частности, Водного кодекса, правил морского регистра и судовождения, где все завязано не человеке. Плюс нужны новые отраслевые ГОСТы для автономных судов и судового оборудования, которые позволят проектировать транспорт будущего уже с учетом актуальных норм и стандартов, исключат возможность подгонки старых образцов техники под формально новые проекты.
СПРАВКА MASHNEWS
- В России продолжаются эксперименты с судами на водородном топливе. В октябре 2023 года Sitronics Group сообщила о проведении испытаний катамарана с электродвигателем, энергию для которого вырабатывает генератор на водородных топливных элементах. В сентябре 2025 года Зеленодольский завод имени Горького (входит в судостроительную корпорацию «Ак Барс») на выставке «Нева-2025» показал гражданское судно с отечественной силовой установкой на водороде. Проектировщик судна - ЦКБ «Балтсудопроект».
- АО «Специальное конструкторско-технологическое бюро по электрохимии с опытным заводом» (СКТБЭ) называет себя правопреемником Московского электролизного завода, который начал работу в 1942 году. СКТБЭ входит в Объединенную судостроительную корпорацию. Последний раз финансовые результаты публиковались за 2018 год. Тогда выручка составила 1,6 млрд рублей, чистая прибыль - 31,9 млн рублей.
- ООО «Севпромкомплект» создано Севастополе в 2020 году. Основной заявленный вид деятельности - научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. Финансовые показатели предприятия ухудшаются: если в 2020 году выручка составляла 25 млн рублей, то в 2024-м снизилась до 3,5 млн рублей, компания показала чистый убыток - 1,4 млн рублей.