В Эстонию из России доставят 60 тонн соединений с редкоземельными металлами
За перевозку биг-бэгов с карбонатами РЗМ российский заказчик готов заплатить всего 9600 евро.

Открытое акционерное общество «Соликамский магниевый завод» объявило тендер на оказание услуг по транспортировке и экспедированию карбонатов редкоземельных металлов (РЗМ) по маршруту город Соликамск — город Силламяэ (Эстония). В данный момент комиссия выбирает исполнителя контракта.
За оказание услуг заказчик готов заплатить 9600 евро (примерно 863 тыс. рублей). Согласно техническому заданию закупки, местом подачи автотранспорта для оказания услуг указывается город Соликамск Пермского края, а местом выгрузки — предприятие NPM Silmet OU, расположенное на улице Кеск в городе Силламяэ (уезд Ида-Вирумаа, Эстония).
В техзадании уточняется, что подрядчику предстоит перевезти карбонаты РЗМ в объеме 60 тонн. Для транспортировки используют биг-бэги — мягкие контейнеры, которые представляет собой полипропиленовые мешки большой вместимости с широкой горловиной.
Для перевозки необходимы грузовые крупнотоннажные седельные тягачи (еврофуры) грузоподъемностью не менее 20 тонн с полуприцепами не менее 13,6 метров, обеспечивающие сохранность продукции от внешней среды, оборудованные тахографом, системами GPS/Глонасс и «Платон».
Mashnews направил запрос на ОАО «Соликамский магниевый завод», ответа не получил.
Как объяснил управляющий директор ООО «РусЭнергоПроект» Максим Канищев, международный эксперт по энергоэффективности и декарбонизации промышленности, карбонаты редкоземельных металлов (РЗМ) — это химические соединения, содержащие редкоземельные элементы (лантан, церий, неодим). Это не конечный продукт, а сырье для дальнейшего получения оксидов и металлов.
«Эстонский завод Silmet как раз и занимается их переработкой. Они используются при производстве магнитов для электромобилей и ветрогенераторов, лазеров, солнечных панелей, радаров и так далее», — отметил эксперт.
По словам Канищева, нужно учесть, что в контракте речь идет не о покупке РЗМ (стоимость такого объема была бы не меньше полумиллиона евро), а только о перевозке, и даже она выглядит в два-три раза заниженной. Он уточнил, что европейские санкции не помешают перевозке по нескольким причинам. Во-первых, товар юридически может быть не российским, а во-вторых, Silmet может не покупать его, а просто хранить или выступать промежуточным переработчиком, что позволяет обходить санкции. Все-таки речь идет только о перевозке.
«Если все-таки факт покупки есть, то тогда либо этот объем был персонально выведен из-под санкций, так как редкоземельные металлы являются незаменимыми компонентами в производстве высокотехнологичной продукции, либо он поставляется в интересах какого-то совместного научного проекта, на который санкции не распространяются. Одно можно сказать с уверенностью — если ЕС что-то нужно, они забывают про санкции, принципы и любые договоренности ради достижения результата», — отметил Канищев.
Силламяэ. Иллюстративное фото: Mashnews
Член экспертного совета при Российском газовом обществе, директор по развитию инжиниринговой компании «Энергия Плюс» Павел Марышев добавил, что санкционные списки включают в себя ограниченную номенклатуру позиций. Вполне вероятно, что те позиции, по которым заключаются официальные контракты, просто не попадают в этот санкционный список, поэтому никаких ограничений нет.
«Экономика в любом случае определяет политику. И если экономический интерес достаточно велик, то можно найти бесконечное количество окошек, через которые санкционные ограничения можно обойти. Если мы взглянем на нефть или газ, которые мне намного ближе, то здесь существует феномен «теневого флота», о котором многие слышали. И для того, чтобы наладить систему отслеживания, внесения в реестр и борьбы с этим флотом, нужны такие объемы денежных средств, что наши условные противники закрывают на это глаза, потому что это нецелесообразно. Это примерно то же, что бесконечно искать черную кошку в угольном подвале», — подчеркнул Марышев.
СПРАВКА MASHNEWS
ОАО «Соликамский магниевый завод» специализируется на производстве магния, химической и редкометальной продукции. Контрольным пакетом акций завода владеет Госкорпорация «Росатом». В 2021 году его выручка составила 9,2 млрд рублей, прибыль — 592 млн.
NPM Silmet OU (ранее Molycorp Silmet AS, AS Silmet) ведет историю с 1926 года, когда был создан шведско-норвежский Эстонский нефтяной консорциум для добычи сланцевой нефти. В 1945 году в Советской Эстонии на базе этого предприятия был создан завод по переработке сланца «Главгастопром». Затем там же началось производство урана (в 1950-1989 годах завод произвел 98 тыс. тонн урана и 1,3 тыс. тонн обогащенного урана). В 1970 году завод начал перерабатывать лопаритовую руду с Кольского полуострова, изготавливая тантал и ниобий. Сейчас NPM Silmet OU — одно из самых крупных предприятий Европы по производству редких и редкоземельных металлов, и единственное производство вне Китая с таким большим количеством высококачественной продукции. 99% материала завозится в Эстонию (в основном из Бразилии, США и России), 99% продукции экспортируется за рубеж (в страны ЕС, США и Японию).
В феврале 2025 года Евросоюз ужесточил и расширил экспортный контроль в отношении товаров двойного назначения из России. В расширенном перечне фигурировали в том числе и редкоземельные металлы.