В Эстонии готовятся к продаже российских терминалов
Первой страной в Европе, которая разработает механизм продажи «замороженного» имущества российского бизнеса, может стать Эстония. Речь идёт о навалочных и наливных терминалах в портах Мууга и Силламяэ. Юристы называют это подготовкой к «обыкновенному воровству».
Конфискация в качестве аванса
Министерство иностранных дел Эстонии намерено в ближайшие недели отправить в правительство на согласование поправки к Закону о международных санкциях. Об этом стало известно 26 июня. Если министерства и правительство одобрят законопроект, осенью он поступит в парламент Эстонии — Рийгикогу. По мысли авторов законопроекта, «замороженные» активы российских предпринимателей будут использованы в качестве аванса для компенсации ущерба, нанесённого Украине.
Ущерб будет возмещаться за счёт имущества тех лиц, чья причастность к формированию российской политики или содействию её реализации доказана в достаточной степени, пишет издание Ärileht. Если административный суд установит, что активы могут быть использованы для компенсации военного ущерба, их передадут судебному исполнителю, который организует продажу имущества российских компаний с публичных торгов.
Министерство иностранных дел Эстонии считает, что разработанную им модель смогут перенять и другие страны. Совет Европы ещё весной 2023 года утвердил создание реестра ущерба, который был причинён Украине во время боевых действий.
В мировой практике уже есть примеры передачи конфискованного имущества Украине. Канада передаёт Украине конфискованный российский самолёт Ан-124 «Руслан». Также США начали передавать Украине конфискованные активы Константина Малофеева.
Удобрения и аммиак
Фото: www.silport.ee
Имущество, которое «заморозили» в Эстонии, по большей части принадлежит двум российским компаниям. Это терминалы, предназначенные для перевалки произведённых в РФ удобрений. Так, терминалы в портах Силламяэ и Мууга находятся в собственности компании Dry Bulk Terminal (DBT) — эстонского подразделения концерна «Акрон».
Терминальный комплекс DBT в Мууга, по заявлениям компании, является одним из самых технически оснащённых в Восточной и Северной Европе. Он служит для перевалки сухих минеральных удобрений. Мощность терминала — 2,5 млн тонн сухих грузов в год. Девять крытых складов, причальная линия длиной 288 метров, возможность принимать суда водоизмещением до 79 тыс. тонн.
Терминал DBT в порту Силламяэ предназначен для перевалки аммиака и жидких минеральных удобрений. Мощность по аммиаку — 1,5 млн тонн в год. По карбамидно-аммиачной смеси — 1,85 млн тонн в год. Шесть резервуаров для хранения.
Терминал в порту Силламяэ есть и у компании EuroChem Terminal Sillamäe — это подразделение концерна «ЕвроХим». Проектная мощность терминала по приёму аммиака — 1 млн тонн в год.
Сейчас все эти терминалы не работают. Считается, что на них найдутся покупатели. В порту Мууга действует предприятие PK Terminal, которое весной 2023 года подписало долгосрочный договор на перевалку и хранение продукции одного из крупнейших в мире производителей минеральных удобрений — норвежской компании Yara. На терминалах удобрений можно обрабатывать и другие сыпучие грузы.
В пресс-службе компании «ЕвроХим» на звонки MASHNEWS не ответили. Компания «Акрон» не стала комментировать ситуацию. В DBT эстонским журналистам комментировать ситуацию также отказались.
Обыкновенное воровство
Фото: Гавриил Григоров / ТАСС
Продажа с аукциона имущества зарубежной компании — это обыкновенное воровство, сказал MASHNEWS юрист-международник, член Международной коллегии адвокатов Сергей Ануфриев.
«В интернациональном праве таких норм нет. Но есть понятие права силы. Канада наш самолёт забрала и говорит, что отдаст его украинцам. Это незаконно. Я считаю, что наше государство должно каким-то образом реагировать. Мы упускаем данный момент, даём возможность против себя действовать. Есть очень хороший способ. У каждой страны есть государственный долг. У России он тоже, как и у всех остальных, имеется. Отобрали у нас имущество, надо взять и уменьшить государственный долг на эту сумму перед этими государствами. Но, к сожалению, мы позволяем им вести себя так по отношению к нашему имуществу, которое там заморожено, заблокировано и так далее. Я считаю, что это самая настоящая кража чужой собственности», — говорит Ануфриев.
Потребовать от российского государства компенсации за изъятые за рубежом активы предприниматели не могут.
«Я не знаю таких нормативных актов, чтобы государство брало на себя такую ответственность. Эту компенсацию нужно требовать в порядке международного права именно с тех стран, которые это сделали. Но у правительства есть право пойти на такой шаг и компенсировать бизнесу потери. У нас есть различные международные договоры, и понятно, что иностранные государства их нарушают. Соответственно, они нарушают нормы международного права. Но сегодня мы видим, что нормы этого права практически игнорируются всеми странами», — считает Ануфриев.
По данным эстонского Бюро по борьбе с отмыванием денег (RAB), в стране заморожено 34,8 млн «российских» евро. Это деньги лежат на счетах компаний, находящихся под санкциями, и на их счетах авансовых платежей в Налоговом департаменте Эстонии.
Стоимость материальных активов российских компаний в Эстонии гораздо больше. В эстонском МИДе подтверждают, что законопроект предусматривает «более широкую стоимость имущества, чем то, что находится под санкциями». В RAB согласны, что если закон вступит в силу, то сумма, которая будет использоваться для возмещения военного ущерба, будет намного выше, чем стоимость «замороженных» в настоящее время активов.
Однако это незначительная часть того, что «заморожено» в целом в мире. По данным ТАСС, западные страны за год «заморозили» активов подпавших под санкции россиян на более $58 млрд.
СПРАВКА MASHNEWS:
В Европе нет единого мнения по поводу использования «замороженных» активов российского Центробанка. Это 300 млрд долларов наличными и ценными бумагами. По данным Financial Times, в Германии опасаются, что это создаст прецедент, в том числе для Польши, которая требует от Берлина возмещения ущерба времён Второй мировой войны. В свою очередь, Минюст Швейцарии признал незаконной конфискацию российских частных активов.