В ЦАГИ испытали модель лёгкого конвертируемого самолёта с криогенными топливными баками
Криогенное горючее предполагает использование специальных теплоизолированных баков увеличенного объёма. Размещение ёмкостей — одна из важнейших проблем компоновки воздушного судна на таком типе топлива. Для решения этой задачи учёные Центрального аэрогидродинамического института им. Н.Е. Жуковского проводят испытания лёгкого конвертируемого самолёта с криогенными топливыными баками. Об этом сообщает пресс-служба ЦАГИ.
Исследования проводятся в рамках научно-исследовательской работы «Технологии-транспорт 2» по контракту с Минпромторгом РФ. Основная задача — снижение отрицательного влияния внешних криогенных ёмкостей на аэродинамическое качество, устойчивость и управляемость самолёта.
Ранее учёные ЦАГИ разработали концепцию лёгкого конвертируемого самолёта и провели ряд экспериментов в аэродинамических установках. В результате специалистам удалось определить оптимальный размер баков для криогенного топлива: он составил около 2 м в диаметре и порядка 10 м в длину.
Отмечается, что объём топлива, размещаемого в баке, позволяет совершать полёты на дальность до 2 000 км с грузом массой 5–6 т.
Также было изготовлено два макета внешних криогенных баков для модели самолёта в масштабе 1:10. Макеты отличаются друг от друга формой (профилированной и цилиндрической). В ходе испытаний учёные изучили влияние вариантов бака, установленного над фюзеляжем воздушного судна, на аэродинамические характеристики самолёта. Тестирования проводились в аэродинамической трубе Т-102.
«Применение криогенного топлива — это один из вариантов снижения вредных выбросов от самолёта в атмосферу. Для нашей страны, и особенно районов Крайнего Севера, где есть проблемы с завозом керосина, наиболее актуален сжиженный природный газ. Создавая самолёт на криогенном топливе, мы решаем сразу две проблемы: повышение экологических характеристик авиационной техники и обеспечение транспортной доступности отдалённых регионов», — рассказал научный сотрудник Центра комплексной интеграции технологий ФАУ «ЦАГИ» Александр Крутов.
Лёгкий конвертируемый самолёт может использоваться как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Ожидается, что воздушное судно сможет перевозить 50 пассажиров на расстояние 1 500 км или 6 т груза на дальность 1 000 км. Крейсерская скорость самолёта — 480 км/ч.