Узбекская компания ищет цистерны для сжиженного газа в России
За цистерны готовы заплатить 15 млрд сумов.

Узбекская республиканская товарно-сырьевая биржа разместила на своем сайте тендер на поставку 10 вагонов-цистерн для транспортировки сжиженного газа. Эксперты ранее ничего не слышали о потребностях узбекской стороны в таком оборудовании.
Тендер отображался и на сайте Торгового представительства РФ в Республике Узбекистан в качестве коммерческого заказа.
Заказчиком цистерн выступает ООО «Шуртанский газо-химический комплекс» в Кашкадарьинской области. За вагоны оно готово заплатить более 15 млрд сумов (примерно 106 млн рублей). Поставщика должны были объявить 17 февраля, однако по просьбе потенциального участника торги продлили еще на пять рабочих дней.
Шуртанский газо-химический комплекс выпускает полиэтилен, сжиженный газ, легкий конденсат, гранулированную серу, очищенный природный газ. Компания входит в состав акционерного общества «Узбекнефтегаз».
На запросы Mashnews в Шуртанском газо-химическом комплексе и Торговом представительстве РФ в Узбекистане на момент публикации не ответили.
В технической документации не уточняется, для транспортировки какого именно газа необходимы цистерны — СПГ или СУГ. Понятно лишь, что за один вагон заказчик готов заплатить 10 млн рублей.
- СУГ — это смесь пропана, бутана, изобутана, пропилена, этана, этилена и других углеводородов. Его получают в процессе нефтедобычи как сопутствующий газ, а также как остаточный продукт переработки нефти на НПЗ. При нормальной температуре СУГ находится в газообразном состоянии и сжижается при охлаждении или под давлением.
- СПГ — природный газ, преимущественно метан, переведенный в жидкое состояние путем конденсации при криогенных температурах. При атмосферном давлении температура конденсации природного газа составляет порядка −161,5 °С. В процессе сжижения природного газа происходит уменьшение его объема ориентировочно в 600 раз.
«Цистерна для СПГ значительно дороже, чем цистерна для СУГ. Предполагаю, что они хотят купить цистерны для СПГ, потому что для СУГ это все-таки дороговато. В том-то и интерес СУГ, что это дешево и сердито», — объяснил Mashnews член экспертного совета при Российском газовом обществе, директор по развитию инжиниринговой компании «Энергия Плюс» Павел Марышев.
Он добавил, что развитие СПГ в Узбекистане находится в околозачаточном состоянии, республики постсоветского пространства привыкли работать с трубопроводным газом. Индустрия СПГ достаточно технологоемкая и непростая с точки зрения транспортировки. Для этого нужны железнодорожные или автоцистерны. Работа с СПГ требует развитой инфраструктуры по поддержанию СПГ в сжатом состоянии.
«Более 200 километров без дополнительного поддержания давления цистерна проследовать не может. Соответственно, нужно всю транспортную систему, по которой мы везем СПГ, обставить комплексами по повышению давления. Все это тяжело, сложно, игра в долгую. Даже у нас, в России, это развито недостаточно хорошо, потому что мы СПГ все-таки ориентируем на внешние рынки. Северный морской путь — это, как правило, СПГ-танкеры. Что уж говорить об Узбекистане? Поэтому я слабо себе представляю, где вообще в Узбекистане используют СПГ. Вот в то, что там используют СУГ, — верю. Допустим, туда, куда еще не проложили трубопроводный газ, наполняют СУГ баллоны и делают так, как у нас на дачах, куда еще не добралась газификация», — пояснил Марышев.
По словам эксперта, о сотрудничестве в области СПГ между Россией и Узбекистаном он слышит впервые.
В последние годы Узбекистан столкнулся с истощением запасов газа. Прогнозы по объему месторождений не оправдались. Крупнейший производитель газа в Узбекистане - «Узбекнефтегаз» - прогнозирует снижение добычи до 26,5 млрд кубометров в 2025 году. Это на 5,7 млрд меньше, чем было добыто в 2022 году. И на 7,6 млрд кубометров меньше ранних прогнозов.
Главный директор по энергетическому направлению Фонда «Институт энергетики и финансов» Алексей Громов в беседе с Mashnews отметил, что с учетом того, что в Узбекистане ощутимые проблемы с газообеспечением, они используют любые возможности для поставок газа.
«Они действительно испытывают потребности в такого рода железнодорожной технике, потому что она должна отвечать параметрам безопасности. Такую историю не так просто сделать», — подчеркнул Громов.
По его словам, с учетом того, что объемы поставок российского газа по трубе в Узбекистан законтрактованы (это порядка 3 млрд кубометров), то серьезное увеличение ожидается только через год-два. «А газ нужен соседней стране сейчас, и поэтому запрос на любые возможности доставки газа узбекским предприятиям (железнодорожными путями или автоцистернами) будет востребован. Скорее всего, спрос на такую технику со стороны Узбекистана будет расти», — уточнил Громов.
«Что такое 10 цистерн? Это пока смешные объемы, - отмечает Павел Марышев. - Поэтому сотрудничество продолжается в той же парадигме, в которой имело место в последние 10 лет. Наши соседи требуют от нас большой ценовой гибкости. По этой причине мы рынок Средней Азии вообще рассматриваем с большой осторожностью».
В случае Казахстана имеет место сотрудничество с перспективой на крупные инфраструктурные проекты по транспортировке российского газа в Китай, а все остальные (Киргизия, Узбекистан, Таджикистан) не являются перспективными рынками сбыта, поскольку не готовы по приемлемой с экономической точки зрения ценами покупать газ из РФ. Поэтому на основе одной закупки пока сложно утверждать, что забрезжили какие-то перспективы двухстороннего сотрудничества, говорит Марышев.
СПРАВКА MASHNEWS
- В декабре 2021 года портал Tengrinews сообщал об открытии в Узбекистане первого в стране завода по глубокой переработке газа. Стоимость проекта составила 3,4 млрд долларов. Ожидается, что он полностью окупится за девять лет.
- В июле 2024 года сообщалось, что за период с января по 22 июля 2024 года через электронные торги Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи реализовали 163 тыс. тонн сжиженного газа, что на 23,2% больше, чем за аналогичный период 2023 года.
- Первое место на рынке поставок сжиженного газа для АЗС Узбекистана занимала компания LUKOIL Overseas Supply and Trading Ltd с долей 62%. Шуртанский газо-химический комплекс поставил 2% сжиженного газа.
- В Узбекистане работает аффилированная с «Газпромом» структура — компания Gazprom International. В 2017 году ПАО «Газпром» и АО «Узбекнефтегаз» подписали соглашение о совместном проведении геологоразведочных работ.