Утилизационный сбор повысили для защиты от китайского демпинга. Платить придётся не только китайцам
Утилизационный сбор на спецтехнику вырастет с нового года. Государство заработает на этом миллиарды рублей. Отечественные производители написали благодарственное письмо министру Денису Мантурову. Импортёры недовольны.
Борьба с китайским демпингом
Правительство России существенно повысило ставки утилизационного сбора. Так, с 1 января 2023 года ставка для самоходных машин с мощностью силовой установки от 400 л.с. до 600 л.с. вырастет более чем в шесть раз. В пояснительной записке к проекту постановления Минпромторг объяснял, что повышение сбора необходимо для защиты отечественных производителей от демпинга импортёров. Доля техники из КНР растёт, «в том числе за счёт агрессивной ценовой политики китайских производителей, обеспечиваемой национальными мерами господдержки».
В Минпромторге объясняют, что техника, производства которой в России нет (дорожные фрезы, ресайклеры, бетоноукладчики, самоходные скоростные комплексы по укладке асфальтобетонных дорог), утилизационным сбором не облагается. Также не индексируются ставки сбора для той техники, спрос на которую российские производители пока полностью не удовлетворяют. Это экскаваторы, некоторые категории погрузчиков, бульдозеров и карьерных самосвалов.
Утилизационный сбор за будущую переработку техники в России платят уже на протяжении 10 лет, его ввели после присоединения России к ВТО. Сбор платят за единицу техники по базовой ставке, которая умножается на коэффициент в зависимости от вида техники и её возраста. Сначала сбор взимался только с импортных машин, но с 2014 года его обязали платить и отечественных производителей. При этом для российских предприятий появились субсидии, официально со сбором не связанные, но компенсирующие его.
Российская ассоциация производителей специализированной техники и оборудования «Росспецмаш» индексацию утилизационного сбора безоговорочно поддержала и направила министру промышленности и торговли Денису Мантурову благодарственное письмо (есть в распоряжении MASHNEWS). Руководители более чем двух десятков крупных заводов отметили, что эта мера позволит предприятиям специализированного машиностроения нарастить производство продукции, продолжить инвестировать в неё (речь идёт о десятках миллиардов рублей), обновить и расширить производственную базу, создавать новые рабочие места, повышать уровень локализации машин и оборудования.
Пострадают не только китайцы
Импортёры с производителями не согласны. Трудно представить себе более неподходящее время для индексации утилизационного сбора, повышение ставок абсолютно неуместно, сказал MASHNEWS коммерческий директор компании Tevex Дмитрий Димаков. В этом контексте о защите отечественного производителя можно говорить достаточно условно.
«В России не производят фронтальные погрузчики грузоподъёмностью свыше шести тонн. На них тоже повышают утилизационный сбор. Технику для обработки контейнеров — ричстакеры — в России вообще никогда не делали. Утильсбор для этих машин повышается почти на два миллиона рублей. Она стоит около 40 миллионов рублей, это и так неподъёмные деньги. И ещё два миллиона к этому добавляем. Это обязательно скажется на цене товаров, причём абсолютно всех. Эксплуатант же должен повышение будет компенсировать. Сначала дайте преференции производителям, запустите завод, а потом вводите заградительные пошлины. Сейчас индексация — это выстрел самому себе в ногу. По итогам этого года у нас не хватает четырёх с половиной тысяч экскаваторов, тридцати тысяч самосвалов, а правительство повышает сбор. Это не тот механизм, с помощью которого нужно защищать российского производителя», — говорит Димаков.
Индексация утильсбора обязательно поможет российским производителям. Продукция из Китая сейчас намного интереснее для покупателей, объясняет менеджер отдела продаж в Европейской части России Челябинского тракторного завода Алексей Филиппов.
Китайские заводы целенаправленно демпингуют, их машины в России стоят дешевле, чем в самом Китае.
«Это происходит десятилетиями, благодаря помощи китайского государства своим производителям. И всё это время наш завод (и, например, чебоксарский »Промтрактор«) ведёт активную работу по повышению утильсбора, чтобы не допустить потери рынка бульдозерной техники», — говорит Филиппов.
От поспешных выводов предостерегает ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. В комментарии для MASHNEWS он отметил, что для того, чтобы оценить эффект повышения ставок утильсбора, потребуется не менее полугода. По его мнению, предложение уравнять стоимость отечественной и иностранной продукции — весьма здравое, оно может создать одинаковые условия для производителей на рынке. Баранов уверен, что индексация ставок конкуренцию не ограничивает. Потребители могут приобрести технику как отечественного, так и иностранного производства, просто их стоимость должна сравняться.
Сбор никакого отношения к экологии не имеет
Для импортёров непонятен сам институт утилизационного сбора. «Зачем он нужен?» — задаётся вопросом председатель правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» Александр Алтынов.
«Не секрет, что утильсбор никакого отношения к экологии не имеет. Не всегда понятно, от кого мы защищаемся этим механизмом. Это чисто административный барьер на пути каких-то чужих товаров в Россию. Мы и раньше спрашивали: насколько сейчас, когда большое количество западных игроков не собирается в Россию ничего поставлять, российское производство способно удовлетворить потребности. При прошлом обсуждении выяснилось, что сельхозтехники российской нет, она распродана на многие месяцы вперёд. То есть надо ли с потребителей брать дополнительные деньги в условиях, когда отечественная продукция раскуплена, и предприятия не могут её дать столько, сколько надо. Если мы решаем задачу защиты, то, получается, наши заводы обижены. А обижены ли они? У них что — склады забиты, они продать не могут? В чём их обида заключается? Если у них нечего продавать, значит они не обижены, они всё продали», — говорит Алтынов.
«Кроме того, непонятно, какая математика стоит за умножениями ставок сбора. Почему, например, коэффициент »3« защищает [отечественного производителя], а »2« не защищает? И защищая кого-то, надо было посмотреть на это чуть в более широком контексте. Под какими конкретными обещаниями отечественные заводы подписываются, раз потребители должны за это платить», — продолжает Алтынов.
Летом 2021 года Счётная палата проанализировала функции утилизационного сбора. По мнению аудиторов, он исполняет совсем не те функции, которые установили при его введении. Специалисты палаты отметили, что для государства оказались более важными фискальная и регулирующая функции, чем обеспечение экологической безопасности. В ведомстве подчеркивали, что увеличение утилизационного сбора не должно преследовать цель по повышению привлекательности цен на российскую продукцию.
СПРАВКА MASHNEWS:
В 2021 году поступления в государственный бюджет от утилизационного сбора со всех видов машин составили 516 млрд рублей. По прогнозам Счётной палаты РФ, в 2022 году доходы от утильсбора должны составить 530,9 млрд рублей, а в 2023 году — 553,8 млрд рублей.
Алексей Горпинченко для MASHNEWS