Уроки арабского: кому, кроме чиновников, нужен Aurus
Производителю автомобилей Aurus отдали производственную площадку Toyota в Петербурге. До этого в составе собственников ООО «Аурус» произошли изменения. «Соллерс» продал свою долю компании «Хит Моторс Рус», принадлежащей владельцам из Казахстана и Германии. Mashnews разбирался, насколько успешным оказался этот проект для российского авторынка и при чем тут западный капитал.
Эмираты, Германия, Казахстан
Площадка бывшего завода Toyota в Петербурге передана производителю автомобилей Aurus, об этом 7 мая сообщил Денис Мантуров, и.о. вице-премьера и главы Минпромторга РФ. Предыдущий собственник петербургского завода — ФГУП «НАМИ» — приобрел его у Toyota весной 2023 года. Сделка не предполагала опциона на обратный выкуп.
Производство автомобилей в Петербурге планируется начать до конца 2024 года, сказал Мантуров. До этого – в феврале 2024 года - он говорил, что модельный ряд Aurus составит минимум четыре модели.
26 апреля стало известно, что «Соллерс», чьим основным активом является «Ульяновский автомобильный завод», вышел из состава владельцев Aurus, продав свою долю в 0,5% ООО «Хит Моторз Рус». Цифра незначительная на фоне долей основных владельцев компании: подконтрольного Минпромторгу ФГУП НАМИ (63,5%) и фонда Tawazun из ОАЭ (36%), но интересно другое.
Покупатель 0,5% – российская компания лишь номинально. По факту 99% долей принадлежит High End Assembly Technologies Motors из Казахстана, еще один процент – немцу Хансу Петеру Мозеру, который занимает пост гендиректора столичного автозавода «Москвич». Именно «Хит Моторз Рус» указана в качестве компании, которая владеет 51% акций ООО «Тракс Восток Рус», производящим малотоннажные грузовики под маркой «КАМАЗ». А Мозер ранее был фигурой номер один в работе над камазовским семейством грузовиков К5.
СПРАВКА MASHNEWS
- ООО «Аурус» зарегистрировано в АЭЗ «Алабуга» (Татарстан). Выручка за 2021 год - 370,7 млн рублей, чистый убыток - 953,6 млн рублей, активы - 6,7 млрд рублей. В дальнейшем отчетность не публиковалась.
- ООО «Хит Моторз Рус» зарегистрировано в Москве в 2022 году. Выручка за 2023 год - 50,6 млрд рублей, чистая прибыль - 2,5 млрд рублей, активы - 16,1 млрд рублей.
Новые модели: проще, дешевле и доступнее
Налицо, с одной стороны, попытка сосредоточить развитие Aurus в одних руках, с другой – уход профильного инвестора («Солерс»), для которого участие в проекте стало обременительным: люксовый бренд не в состоянии выйти на стабильный выпуск автомобилей. Заявленный объем производства и продаж: 500-600 экземпляров, штучный товар, как и полагается ультра-премиальному сегменту стоимостью более 40 млн рублей за машину.
Но в реальности Aurus оказался еще более «штучным». За 2022 год был реализован 31 автомобиль, за 2023 год – 78. Абсолютное большинство – через каналы госзакупок, даже состоятельные покупатели, выбирая автомобиль люксовой категории, по-прежнему смотрят в сторону британских производителей, а не на российский бренд.
«Лимузины будут продавать примерно в тех же количествах, - делится своей точкой зрения главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин. - На шестьсот автомобилей можно выйти, если только предложить какой-то более дешевый продукт, над чем сейчас в Aurus, собственно, и работают – но пока неизвестно, в партнерстве с кем именно».
Партнерство необходимо, потому что на создание полностью нового автомобиля уйдет минимум пять лет, а забрать у ушедших брендов и китайцев этот сегмент необходимо прямо сейчас, говорит Максим Ракитин.
«Пока же то количество, которое продается сейчас, - максимум возможного. Есть некоторые проблемы с комплектующими, которые были европейского и американского производства. Очень многие рассчитывали на кроссовер, но его пока на рынке нет. Узкий модельный ряд, чрезмерно высокая цена – все это не слишком-то стимулирует продажи», - заключает эксперт.
Под грифом секретно
На фоне низких продаж появилась новость о «редизайне» Aurus Senat, на таком на инаугурацию 7 мая прибыл президент РФ.
Изменения пока несущественные: передняя оптика, бампер, капот, крылья, диски. Но впереди еще два рестайлинга Aurus Senat - в 2026 и 2030 годах..
«Следующий этап – 2026 год, когда появится более углубленная измененная конструкция в целом самой платформы. Ну а следующий этап – это 2030 год», - рассказал Денис Мантуров в эфире программы «Москва. Кремль. Путин».
«И это странно, - замечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. - Когда автомобиль выпускают на рынок, становится понятно, каким будет рестайлинг, в чем будет заключаться, какие будут применяться узлы и агрегаты. Здесь же только общие слова и никакой конкретики».
Что интересно, Aurus не только более чем на треть принадлежит зарубежным инвесторам, сложно назвать достойным и уровень его локализации – это по-прежнему во многом «винегрет» из западных разработок. Двигатели собираются силами НАМИ, но в основе их - и этого никто не скрывает - разработки инженеров Porsche. Блок цилиндров, передний и задний подрамник – немецкого производства, аналогичная история с раздаточной коробкой. Впрочем, официально заявляется, что локализация на сегодняшний день равна почти 90%. Но подробностей в НАМИ не сообщают. Доподлинно известно лишь о происхождении автоматической коробки передач («КАТЕ»), шин («КАМА»), кузовов и элементов подвески.
«Сейчас понятно, что без импортных комплектующих Aurus существовать толком не может, об этом нам прямо говорит штучный объем продаж, и это при том, что рынок ультрапремиальных машин в России растет. 78 проданных машин разошлись не в рынок, не частным владельцам, а исключительно в государственные конторы», - комментирует Антон Шапарин.
В том, что информации относительно «начинки» - минимум, нет ничего удивительного, поясняет Максим Ракитин: «Надо понимать, что Aurus с точки зрения коммуникаций - компания максимально закрытая в силу определенных причин – в том числе и за счет того, что эти автомобили обслуживают первых лиц государства».
Курс на Восток
Эксперты единодушны в одном: «Аурусы» с российского рынка не исчезнут, это слишком значимый проект. Однажды став инвестором, государство не может себе позволить себе лишиться такого бренда.
Другой вопрос, отмечает Шапарин, что изначально Aurus планировался как рыночная альтернатива высшему классу легковых автомобилей с надеждой на выход во внешние рынки. Поддерживать его на плаву, считает собеседник Mashnews, безусловно будут, но в нынешних реалиях стоит воспринимать эту марку как «автомобиль для чиновников». «Не уверен, что он нужен потребителю, рассматривающему этот сегмент, – по части потребительских качеств автомобили Bentley и Rolls-Royce выглядят гораздо интереснее», - говорит Антон Шапарин.
«Компания совершенно точно не закроется, - вторит коллеге Максим Ракитин. – Произошла некоторая «модернизация» мышления маркетологов, отсюда и пошли разговоры о расширении модельного ряда с целью снижения класса, а, соответственно, и стоимости до семи, десяти, хотя бы пятнадцати миллионов рублей».
Что касается инвесторов, здесь, как и все, что касается «Ауруса», скрыто завесой тайны. «Иностранные инвесторы из эмиратского суверенного фонда Tawazun заходили в этот актив, были, если я правильно помню, инвестиции 200-300 млн евро. Но все это происходило в совершенно других рыночных и геополитических условиях. С тех пор многое изменилось», - говорит Антон Шапарин.
«Деньги дают не под обещания, а под какие-то гарантии, под какое-то видение рынка, - в свою очередь считает Максим Ракитин. – Да, были разговоры о том, что Aurus станет международным брендом, эти автомобили будут продаваться в Эмиратах, Саудовской Аравии, странах Персидского залива. Дальше сообщений дело пока не пошло».
Но, уверен эксперт, инвесторы прекрасно понимают: даже потратив незначительные в общерыночной оценке суммы, их нельзя потерять, должна быть отдача. Поэтому иностранный капитал по-прежнему играет в Aurus важную роль, и все же не исключено, что объемы производства, вопреки проблемам с комплектующими, будут расти – только акцент переместится с российского рынка на арабские страны.