24 августа 2023 10:23
читать 9 минут

Уралвагонзаводу отказали в получении станка с ЧПУ за 114 млн рублей

Суд разрешил поставщику промышленного оборудования из Москвы не передавать Уралвагонзаводу токарно-фрезерный центр за 114,5 млн рублей. Купить это оборудование на открытом рынке теперь нельзя из-за санкций.

Отступное с туманными перспективами

16 августа Семнадцатый арбитражный апелляционный суд вынес решение по иску АО «Уралвагонзавод» к ООО «Аста», оптовому поставщику станков из Москвы. Промышленное предприятие требовало передачи станка Multicut 500iS А8/1500 59KW81 THSK-A63 SIN 840DsI стоимостью 114 489 040 рублей.

Концерн «Уралвагонзавод» — один из лидеров отечественного ОПК — пытается получить этот станок с 2020 года.

17 ноября 2020 года Уралвагонзавод заключил с «Астой» договор цессии по истребованию 977,4 млн рублей с АО «Р-Холдинг» (ещё один оптовый торговец станками, сейчас признан банкротом). 30 ноября 2020 года УВЗ и «Аста» подписали дополнительное соглашение, в рамках которого «Аста» должна была передать станок Multicut. Предполагалось, что оборудование на Уралвагонзавод будет поставлено до 31 марта 2021 года, а оставшиеся 877,3 млн рублей «Аста» перечислит на счета предприятия до 31 декабря 2025 года.

Но станок так и не был поставлен. 23 декабря 2021 года стороны заключили новое дополнительное соглашение, оно подразумевало, что станок передадут заводу к 31 мая 2022 года. Но техника на заводе не появилась.

23 мая 2023 года Уралвагонзавод подал в суд на торговую компанию с требованием поставки оборудования. 23 июня Арбитражный суд Свердловской области отказал заводу с формулировкой «кредитор… может требовать от должника лишь исполнения первоначального обязательства».

В апелляции суд согласился с выводами первой инстанции.

«Компания может и вовсе не получить станок. Должник имеет право оплатить деньгами без исполнения обязательства в натуральной форме. Нюанс в том, что первоначальное обязательство — денежный долг. А вот передача станка, как расценил суд, является не обязательством, а правом должника погасить в натуральной форме», — объяснила MASHNEWS Юлия Ченцова, налоговый юрист, управляющий партнёр JTLconsulting.

Недоступный станок


Фото: Вадим Ахметов / URA.RU

Multicut 500iS А8/1500 59KW81 THSK-A63 SIN 840DsI — это токарно-фрезерный центр. Он позволяет производить токарную обработку, фрезеровку, сверление, нарезать резьбу, шлифовать, обрабатывать зубчатые венцы. Масса станка — более 22,8 тонны в стандартной комплектации.

Производит это оборудование чешская компания Kovosvit MAS. Раньше станки под таким брендом выпускались и в Ростовской области. Совместное российско-чешское предприятие ООО «Ковосвит MAC» было создано в 2014 году на базе советского предприятия «Донпрессмаш». Изначально здесь производили 50 станков в год, к 2018 году планировалось выйти на объём в 340 станков.

Со временем ООО «Ковосвит MAC» вошло в группу компаний МТЕ.

В 2017 году «Эксперт» со ссылкой на представителей компании сообщал, что ООО «Ковосвит MAC» поставляло токарные и фрезерные станки концернам «Алмаз-Антей», «Вертолёты России», был в числе постоянных клиентов и Уралвагонзавод. Общий портфель заказов «Ковосвит MAC» оценивался на тот момент в 4,5 млрд рублей.

Однако компании так и не удалось выбиться в лидеры отечественного станкостроения. 31 июля 2018 года в ГК МТЕ началось конкурсное производство, 21 апреля 2020 года юрлицо было признано банкротом, а 31 марта 2023 года — ликвидировано. Банкротом признано и ООО «Ковосвит». Таким образом, станки под этим брендом больше в России не производят.

Фирма «Р-Холдинг», вокруг долгов которой разгорелся спор между Уралвагонзаводом и «Аста», была признана судами аффилированным лицом с российскими компаниями чешского «Ковосвита».

Какой именно станок — российской или чешской сборки — собиралась поставить Уралвагонзаводу «Аста», неизвестно.

На головном предприятии в Чехии российским компаниям технику официально не продают из-за санкций.

«По нашей информации, Kovosvit прекратил деятельность на территории России», — сообщили MASHNEWS представители сервиса Stankoteka, уточнив, что не располагают информацией о возможностях параллельного импорта.

«Обычно такие поставки широко не рекламируют», — сказали они.

Европейские СМИ сообщали в июле 2023 года: компания Kovosvit MAS оказалась в центре скандала из-за подозрений в том, что через турецкие фирмы продукция предприятия попадала в Россию. Сейчас во всех обстоятельствах этой истории разбирается чешская полиция и прокуратура.

Какими бы ни были результаты расследования, очевидно, что если на складах остались станки чешского производителя, то сейчас они представляют для отечественных промышленных компаний особый интерес.

Получить хоть что-то


Фото: УВЗ

«Замена денежного исполнения реальным (путём передачи имущества) является популярной практикой. Она распространена не только среди договоров цессии — предприниматели часто заменяют денежное исполнение новациями, отступными либо прекращают обязательства зачётом», — рассказал MASHNEWS Владимир Кузнецов, вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству, замруководителя Федерального центра медиации, председатель Общероссийского профсоюза медиаторов.

Правда, получение любой продукции в натуральной форме по цессии отличается от стандартной поставки, когда компания заказывает товар и ей его привозят в установленный договором срок.

«Это сущностно разные правовые конструкции: отступное возникает путём трансформации исполнения по существующему обязательству в иную форму, тогда как поставка является полностью самостоятельным обязательством по возмездной передаче товара», — пояснил Владимир Кузнецов.

Почему при всех рисках и неудобствах компании заключают такие договоры в рамках цессии?

«Компания-цедент заинтересована получить что-то в счёт цессии. Ведь они уже понесли расходы, выкупив право требования у первоначального кредитора. Поэтому любые варианты хороши, чтобы должник начал исполнять свои обязательства. Однако цессия не самый простой договор, как кажется на первый взгляд, есть ряд нюансов и рисков, которые необходимо учитывать. И главным риском остаётся неуплата должником долга», — отметила Юлия Ченцова.

«Цедент по-прежнему имеет право требовать исполнения первоначального обязательства — уплату долга», — поясняет она. То есть к концу 2025 года Уралвагонзавод имеет право истребовать у «Аста» 977 млн рублей.

MASHNEWS направил запросы участникам дела. В пресс-службе Уралвагонзавода воздержались от комментариев. Обратной связи от ООО «Аста» на момент публикации не поступило.

СПРАВКА MASHNEWS:
ООО «Аста» зарегистрировано в 2018 году, основной вид деятельности — оптовая торговля станками. По итогам 2022 года выручка составила 12,2 млн рублей против 174 млн рублей в 2021-м. Активы компании оцениваются в 4,5 млрд рублей.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент