Уплыть от санкций. Российский СПГ предлагают скрытно перевозить в танк-контейнерах
Переоборудовать контейнеровозы в суда для перевозки сжиженного газа предлагают в Национальной ассоциации СПГ. Об этом ее президент Павел Сарафанников рассказал Mashnews. В отличие от танкеров, отслеживать такой транспорт будет гораздо сложнее.
Не хочет Европа – купит Азия
С марта 2025 года в европейских портах запретят перевалку сжиженного природного газа из России. Это может осложнить доставку грузов потребителям в третьи страны. Президент Национальной ассоциации СПГ (НАСПГ) Павел Сарафанников рассказал Mashnews о том, кто в новых условиях купит российский газ, как его можно перевозить и почему трудности со сбытом – не самая большая проблема для отрасли.
В 2024 году Россия произвела 33,2 млн тонн сжиженного природного газа, в том числе около 221 тыс. тонн – на малотоннажных заводах. Еще два года назад вице-премьер Александр Новак представил амбициозные планы «выйти на уровень 60 миллионов тонн в ближайшие три-четыре года, затем (увеличить производство – прим. ред.) до 100 миллионов тонн». Однако в 2024 году «эти цифры, исходя из новой ситуации, были скорректированы вправо», сообщил Павел Сарафанников.
Тем не менее, несмотря на все барьеры, лидерами по закупке российского СПГ в 2024 году оказались Франция и Испания. В целом, по данным агентства Bloomberg, поставки сжиженного газа из РФ в ЕС выросли до рекордных 15,5 млн т.
Очередным вызовом для отрасли станут новые санкции ЕС, которые с марта 2025 года запрещают транзит российского СПГ через порты Европы. Однако эта угроза не так серьезна, как может показаться на первый взгляд.
«Оценки масштаба перевалки российского СПГ в портах ЕС разнятся, но ее роль, в целом, преувеличена. По моим расчетам, в 2023 году на реэкспорт из европейских портов было отправлено всего около 1,7 млн т российского СПГ (10% от всех поставок в ЕС). Сопоставимый объем будет и в 2025 году», - пояснил Mashnews директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.
Есть два основных варианта решения этой проблемы: перенаправление этих объемов СПГ на внутренний рынок ЕС, на что, собственно, и было рассчитано введенное Евросоюзом ограничение, либо их перевалка за пределами ЕС, например, в Мурманской области или просто в море, добавляет эксперт.
Если взятый Европой курс не изменится, новые ограничения приведут к переориентации рынков полагает Павел Сарафанников. Российский СПГ будет преимущественно уходить в Азиатско-Тихоокеанский регион, а американский газ – в Европу. Правда, тут возникнет вопрос цены, обусловленный логистикой - привезти СПГ, например, во Францию гораздо дешевле из России, чем из США. Но, видимо, европейцы готовы на это пойти.
«Не исключена и другая модель, согласно которой некие американские компании будут осуществлять закупку российского СПГ, перегружать, переоформлять его и продавать уже как собственный продукт – вариаций очень много», - добавляет президент НАСПГ.
Конечно, для России европейский рынок был удобен, поскольку доставка СПГ туда занимает в среднем 14-17 дней, а в Азию – около 35-45 дней. Соответственно, логистика в АТР обойдется в два раза дороже. Но там и цены на СПГ выше, чем в Европе. В любом случае, без покупателя РФ не останется – если Европа не хочет брать российский СПГ, значит это сделает Азия, уверен Павел Сарафанников.
Спрятать газ в танк-контейнеры
Проблема в том, что все газовозы находятся под тотальным контролем и не смогут открыто перевозить российский СПГ. Поэтому схемы транспортировки будут усложняться.
«Выходом может стать переориентация в сторону тарирования в танк-контейнеры уже с СПГ-завода. В этом случае мировые навигационные системы не смогут отследить такой груз», - говорит Павел Сарафанников.
Первопроходцем в этом направлении стал Китай. В Поднебесной уже построено два контейнеровоза, перевозящих СПГ – на 940 и 960 танк-контейнеров, совокупным объемом примерно 15 тыс. тонн.
«Да, объем небольшой, но при перевозке груза на расстояние до 7 тыс. миль эта схема оказывается экономически целесообразной. Поэтому если мы будем хотя бы часть нашего СПГ тарировать на заводах сразу в танк-контейнеры, то мы этот груз избавим от отслеживания», - поясняет руководитель Ассоциации СПГ.
В этой модели есть и другое преимущество: создание прибрежной инфраструктуры, необходимой при традиционной перевозке наливным способом, - дорогой и длительный процесс. Как и строительство собственных газовозов. Переоборудовать действующий контейнеровоз под СПГ дешевле – необходимо поставить на него взрывобезопасные перегородки и обеспечить систему охлаждения для поддержания нужной температуры продукции в танк-контейнерах.
Такая схема открывает широкие возможности, учитывая сегодняшнюю ситуацию, когда нам надо наращивать объемы производства и экспорта, но танкеры находятся под санкциями, считает собеседник Mashnews.
Сейчас почти вся мировая перевозка СПГ по воде осуществляется только путем налива. И России следовало бы присмотреться к опыту китайцев.
При перевозке СПГ на длительные расстояния (более 10 тыс. км) использовать контейнеровозы нецелесообразно, поскольку их мощности слишком малы, чтобы оправдать затраты на транспортировку, говорит Павел Сарафанников. Но для маршрутов до 10 тыс. км перспективы использования танк-контейнеров эксперт считает очень высокими.
«Строительство и применение международных магистральных газотранспортных систем – это сложный и политически, и технологически процесс, требующий очень много согласований, и риски повреждения и безопасности этих систем довольно большие. Вспомните газопровод «Северный поток-2» и «Balticconnector», а судно с криоконтейнерами перемещается так, как вам нужно, и не требует дорогостоящей инфраструктуры», - поясняет глава НАСПГ.
Не панацея?
Основная проблема использования танк-контейнеров – в сравнительно низкой грузоподъемности таких судов: для перевозки одного и того же объема СПГ их нужно в разы больше, чем обычных газовозов, отмечает Алексей Белогорьев. Кроме того, они также могут подпасть под санкции. Поэтому, по мнению эксперта, такой путь «панацеей точно не является».
Для дальних перевозок российским компаниям пока придется пользоваться «теневым» флотом и схемой перевалки грузов ship to ship, говорит Павел Сарафанников. Параллельно надо инвестировать в создание собственной инфраструктуры по приемке и хранению СПГ на других континентах.
«Многие страны пошли по этому пути – они заходят как соучредители в портовые терминалы, где создают инфраструктуру для своих грузов. Для этого нужна государственная программа, и в эту сторону нам тоже необходимо смотреть», - считает глава отраслевой ассоциации.
Нужны отечественные технологии
Проблемы со сбытом вряд ли заставят российские компании отказаться от запуска новых СПГ-проектов. Уже сегодня на долю СПГ приходится около половины всего мирового потребления газа, и спрос будет расти, а значит найдется способ «спрятать» груз и реализовать его даже под санкциями, уверен президент профильной ассоциации. Гораздо больше рисков создает отсутствие собственных технологий для крупнотоннажного производства СПГ в России.
«Сегодня в стране существует только одна полностью российская технология производства крупнотоннажного СПГ – это «Арктический каскад» НОВАТЭКа. Но, во-первых, сама технология не масштабирована, и неизвестно, когда она будет запущена в серию. Во-вторых, одной технологии нам все равно недостаточно для производства тех объемов, которые мы должны выпускать», - считает собеседник Mashnews.
По его словам, отечественная промышленность не успевает адаптироваться к сегодняшним реалиям. Кроме того, у машиностроительных заводов нет четкого заказа на ту или иную разработку, то или иное оборудование – они, по сути, должны сегодня сами сделать НИОКР, провести все испытания и найти покупателя на этот продукт. Но чтобы сделать рывок вперед, промышленные группы должны сами начать экспериментировать, внедрять оборудование и осваивать его, а не ждать, пока им предложат готовое решение, подчеркивает Павел Сарафанников.
«Сейчас у нас активно идет работа по реинжинирингу, но это все-таки отдельные элементы. Поэтому если в малотоннажном производстве СПГ мы имеем 100% независимость, то в крупнотоннажном СПГ ситуация гораздо сложнее, и риски выше – потому что любые санкции могут перекрыть нам доступ к технологиям, а, следственно, и самому производству», - добавляет эксперт.
Тем не менее, в ассоциации настроены оптимистично и уверены, что 2025 год для российской СПГ-отрасли будет успешным.
«Мы увидим дальнейшую трансформацию рынка и продолжим разрешать текущие сложности. Но это должна быть комплексная работа и промышленных элит, и государства», - резюмирует президент НАСПГ.