Уфимские инженеры разработали электродвигатель для беспилотников большой грузоподъемности
В Уфимском
университете науки и технологий создали модель двигателя для дронов
грузоподъемностью свыше 100 кг. Авторы разработки утверждают, что их мотор
более эффективен, чем зарубежные аналоги.
При работе над новой моделью двигателя инженеры Уфимского университета науки и технологий (УУНиТ) отталкивались от аналогов мировых лидеров в этой области: компаний Emrax, Pipistrel (Словения) и Rotax (Австрия), сообщил Руслан Каримов, доцент кафедры авиационной теплотехники и теплоэнергетики УУНиТ, выступая на круглом столе «Применение БПЛА при обеспечении работы энергетических и транспортных объектов».
Удельная мощность лучшей модели иностранных производителей — словенской Emrax — составляет 2,3 кВт/кг. Китайские поставщики предлагают варианты с более высокими показателями, но на практике выясняется, что в реальности они существенно скромнее заявленных, отмечает Каримов.
Уфимские инженеры добились удельной мощности двигателя в 3,55 кВт/кг. Это удалось сделать, в частности, благодаря использованию специального сплава.
«В европейских двигателях обычно применяются специальные сплавы VACOFLUX и VACODUR. Мы использовали отечественный аналог стали — прецизионный сплав 49К2ФА. По своим характеристикам она похожа на сплав VACODUR. За счет того, что у этой стали высокая индукция насыщения, можно делать двигатели с высокими показателями удельной мощности. Благодаря этому можно делать двигатели компактными», — поясняет Руслан Каримов.
В России не выпускают двигателей для дронов большой грузоподъемности, признает он. Между тем именно беспилотники грузоподъемностью 100-200 кг и более в ближайшие годы станут наиболее востребованными в гражданском секторе, особенно в транспортной и энергетической сферах. С их помощью можно проводить геологоразведку, отслеживать целостность нефте- и газопроводов, транспортной инфраструктуры, доставлять небольшие грузы до отдаленных месторождений и выполнять прочие подобные работа.
В таких дронах обычно используется четыре двигателя мощностью 25-40 кВт каждый, с частотой вращения 3000 оборотов в минуту.
«Серийного производства двигателей такой мощности в РФ нет. Из-за этого тормозится производство подобных БПЛА», — говорит Руслан Каримов.
Специалисты УУНиТ готовят опытный образец
двигателя и рассчитывают как можно быстрее запустить новинку в производство,
сообщил он.