Учёные ЦАГИ повышают эффективность органов управления самолёта
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института им. профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского») исследуют способы повышения эффективности органов управления летательного аппарата. Работа выполняется в рамках госконтракта с Минпромторгом РФ в рамках НИР «Технологии-транспорт – 2». Об этом сообщает пресс-служба института.
Сначала специалисты ЦАГИ спроектировали конструкцию отсека крыла с несколькими вариантами аэродинамических рулей, включающую поворотные и боковые дефлекторы, а также поворотные носки. Кроме того, учёные модифицировали профилировку несущей поверхности. Затем они изготовили металлическую маломасштабную модель отсека с размахом порядка 1,4 м.
«При больших углах отклонения аэродинамических рулей для управления полётом самолёта на них образуется отрыв воздушного потока, из-за чего уменьшается их эффективность и теряется управляемость летательного аппарата. Разработанная нами конструкция с применением поворотных дефлекторов и носков позволит избежать этого явления. Кроме того, мы ожидаем уменьшения шарнирного момента, обычно требующего большей мощности привода рулей или усилия на рычагах при ручном управлении», — рассказал начальник сектора отделения аэродинамики самолётов ФАУ «ЦАГИ», кандидат технических наук Владимир Богатырев, слова которого приводятся в сообщении.
Отсек крыла с органами управления испытали в аэродинамической трубе Т-103. В результате было изучено влияние разработанных модификаций на обтекание модели.
«Получено повышение эффективности аэродинамических рулей в 1,5–2 раза», — говорится в сообщении.
На следующем этапе исследования планируется изготовление крупномасштабной модели несущей поверхности с органами управления.