Учёные ЦАГИ нашли новый способ снижения авиационного шума
Учёные Центрального аэрогидродинамического института им. профессора Н. Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») предложили новый комбинированный подход к решению проблемы в области авиационного шума. Об этом сообщает пресс-служба института.
Специалисты ЦАГИ предложили снизить шум реактивной струи (один из основных источников шума самолёта на взлёте), используя комбинированный подход. Они доказали эффективность снижения высокочастотной части звукового воздействия за счёт экранирования при расположении двигателя над фюзеляжем, а низкочастотной — с помощью активной системы управления с использованием плазменных актуаторов.
«Наиболее многообещающими с точки зрения ожидаемого эффекта являются активные методы управления, хотя они наиболее сложны для реализации. Более просты пассивные методы типа экранирования, однако они также имеют ограниченную область применимости. В данном проекте мы впервые их объединили в одной системе. Таким образом, два способа снижения шума: активный и пассивный — должны дополнять друг друга для достижения максимального эффекта», — прокомментировал начальник отделения аэроакустики и экологии летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ», руководитель проекта, доктор физико-математических наук Виктор Копьев, слова которого приводятся в сообщении.
Отмечается, что к настоящему времени завершён первый этап работ. Учёные успешно провели комплекс патентных исследований и аналитический обзор современной научно-технической литературы по тематике проекта. Специалисты также осуществили ряд испытаний отклика ближнего поля изолированной струи на воздействие с помощью плазменного актуатора в составе активной системы управления с обратной связью в заглушенной камере АК-2.
© Пресс-служба ЦАГИ
За это время учёным также удалось разработать аналитическую модель ближнего поля струи с учётом возмущений, создаваемых мелкомасштабными турбулентными пульсациями и пакетами волн неустойчивости.
Подчёркивается, что полученные результаты позволят на следующем этапе работ разработать алгоритм управления актуатором для подавления волн неустойчивости и соответствующего снижения низкочастотного шума взаимодействия струи и элементов планера. Всё это, предположительно, повысит эффективность снижения шума в широкой полосе частот.