Учёные ЦАГИ исследовали демонстратор системы активного гашения вибраций для вертолётов
Учёные Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») разработали прототип системы активного демпфирования колебаний вертолётных лопастей. Демонстратор поможет снизить уровень вибрации при эксплуатации вертолётов, а подготовленная специалистами ЦАГИ научная база в будущем позволит создать элемент интеллектуальной системы управления воздушным судном. Об этом сообщает пресс-служба института.
«Одна из основных проблем при эксплуатации вертолётов — это высокий уровень вибрации, который негативно сказывается на прочностных характеристиках винтокрылой машины, функционировании бортового оборудования и снижает уровень комфорта пассажиров», — говорится в сообщении пресс-службы.
В 2020–2021 годах систему активного демпфирования вибраций испытали в аэродинамической трубе Т-103, а также на гоночной площадке ЦАГИ. В 2022 году разработка впервые прошла исследования в воздушном потоке аэродинамической трубы Т-104. В результате учёные получили ряд полезных экспериментальных данных.
«Это первые испытания системы активного демпфирования вибраций несущего винта в воздушном потоке. Они показали хорошие результаты — при использовании нашей разработки перегрузка на лопасти уменьшается до трёх раз. Сейчас мы осуществляем настройку системы в ручном режиме, а в реальном полёте специальное бортовое оборудование должно автоматически фиксировать полётные характеристики винтокрылой машины, а также данные о работе несущего винта и генерировать необходимые параметры управления активным демпфированием. Отмечу, что подготовленная нами научная база в будущем поможет создать элемент интеллектуальной системы управления вертолётом», — рассказал ведущий инженер отделения норм прочности, нагрузок и аэроупругости ЦАГИ Михаил Ерёмин, слова которого приводятся в сообщении пресс-службы.
Отмечается также, что систему, разработанную специалистами ЦАГИ, могут внедрить в конструкцию перспективных отечественных многоцелевых вертолётов.
В дальнейшем исследователи планируют создать алгоритмы управления системой активного демпфирования и формирование облика интеллектуального бортового оборудования. Работа проводится в рамках НИР «Порыв» Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.