Участники российского рынка ДСТ готовятся к резкому увеличению импорта спецтехники из Китая
По их оценкам, перед индексацией утилизационного сбора с 1 января 2026 года компании из КНР могут поставить в Россию объем экскаваторов, экскаваторов-погрузчиков, бульдозеров, фронтальных погрузчиков и автокранов, которого может хватить на целый год.

Иллюстративное фото: exkavator.ru
Масштабные поставки
еще больше усугубят кризис на рынке,
который и так находится под давлением
затоваренности, и ухудшит рентабельность
российских производителей, уже вынужденных
снижать цены, пишет издание «Коммерсантъ».
По подсчетам директора департамента продаж «Газпромбанк Автолизинга» Николая Фомина, совокупный сток ДСТ у российских лизинговых компаний в июне фиксировался уже на уровне минимум в 5–7 тыс. штук.
В компании «Четра» (специализируется на производстве ДСТ) подтверждают риски импорта значительного объема техники из КНР до конца года. Аналогичного мнения придерживается Дмитрий Бабанский из SBS Consulting. «Китайские производители уже неоднократно завозили большие объемы техники перед повышением утильсбора, есть все основания полагать, что так будет и на этот раз»,— вторит представитель производителя дорожно-строительной и специальной техники UMG. В преддверии индексации платежа 1 октября 2024 года отмечались заторы на границе с Китаем из-за увеличения ввоза транспортных средств на 50%
Проблема переполнения рынка по экскаваторам и экскаваторам-погрузчикам станет очевидной только в следующем году, хотя процессы уже запущены, добавляют в «Четре». Согласно постановлению правительства, в 2024–2025 годах индексация утильсбора по этим сегментам не проводилась, а была отложена до 2026 года. Емкость рынка экскаваторов массой 20–50 тонн в 2025 году, по оценке компании, составляет в 2,3 тыс. штук, а остатки на складах — 5 тыс. штук. Прогноз по рынку 2026 года — 5 тыс. штук, но сток на 31 декабря текущего года может перевалить за 12 тыс. единиц. «Очевидно, что произойдет разорение дилеров китайской техники»,— считают в «Четре».
Собеседник издания добавляет, что банкротства вероятны и среди дистрибуторов китайской ДСТ: кроме работы с российскими компаниями развивается прямая дистрибуция, что также усугубляет ситуацию на рынке.
Дополнительный ввоз техники приведет к дальнейшему затовариванию складов, соглашается представитель UMG, а как следствие — к снижению рентабельности производства для отечественных производителей. Один из источников издания на рынке предрекает коллапс в ряде сегментов, другой добавляет, что критической ситуации все же не ожидается, хотя затоваренность и жесткая конкуренция будут способствовать снижению цен.
Дмитрий Бабанский добавил, что в целом ситуация чревата тем, что китайские компании будут работать на российском рынке еще агрессивнее. По его оценке, сегодня китайские бренды занимают около 70% всего российского рынка новой ДСТ: конкуренция в сегменте довольно острая. Крупнейшие поставщики из КНР — SANY, XCMG, LiuGong, Zoomlion, Shantui и Lonking, уточняет эксперт.
Продажи как российской, так и импортной ДСТ в стране продолжают падать. Отгрузки отечественных производителей за январь—май сократились на 41,3% год к году, до 18,4 млрд руб., рассказывали изданию в «Росспецмаше».
Негативную динамику участники рынка и эксперты связывают с кризисом в жилищном секторе, завершением крупных дорожных проектов, экспансией китайских производителей и высокой ставкой ЦБ. В целом по итогам года рынок может потерять 30–35%, прогнозирует Дмитрий Бабанский.