У них - частная инициатива, у нас - государство. Беспилотные планы Британии и России
Великобритания опубликовала план развития беспилотной отрасли до 2030-го года (а в перспективе до 2040-го). В нем содержатся шаги к внедрению беспилотного такси и беспилотников на службе полиции. В России аналогом этому плану является нацпроект по беспилотным авиасистемам. Главное отличие РФ от Запада в финансировании: у нас ключевую роль играет госбюджет, у них - частная инициатива.
Дронификация и аэротаксификация
В Великобритании правительство и частные компании
договорились о плане по расширению использования беспилотников и электрических
самолетов. Британский минтранс (DfT) 19 марта опубликовал презентацию, в которой
говорится, что внедрение беспилотных систем в стране позволит увеличить
экономику Великобритании на 45 миллиардов фунтов стерлингов.
План «Будущее полетов» стоит на двух китах: дроны и электрические воздушные суда с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL). Для первых потребуется наземная инфраструктура связи, они будут использоваться для доставки небольших грузов и наблюдения, в том числе для поимки преступников.
Удачные примеры применения дронов уже есть у британцев.
Например, с помощью беспилотников доставляют почту на Оркнейские острова
(архипелаг рядом с Шотландией). Кроме того, 15 июля 2023-го года дроны полиции
Уэст-Мидлендса помогли поймать пытавшихся скрыться злоумышленников. Дроны их нашли,
идентифицировали личности, установили наличие оружия. Подозреваемых задержали.
Электросамолеты с системой VTOL будут применяться для перевозки пассажиров. Сначала планируется, что там будет пилот, но он должен лишь помогать автоматизированной системе полета. Если испытания будут удачными, от пилотов начнут постепенно отказываться. Экспериментальные полеты намечены на 2026-й год, а к 2028-му аэротакси хотят сделать повсеместным.
При этом роль государства в этой системе регулирующая, а не решающая. План предполагает отказ от бюрократической волокиты и минимальное финансирование из бюджета. Принимать основные решения будут частные организации, которые непосредственно станут реализовывать план и извлекать выгоду из перевозок.
Развивается в части доставки не только Великобритания. В Швеции на днях запустили первый европейский сервис доставки еды с помощью дронов. Доставляет еду Aerit Nimbi - беспилотное изделие, напоминающее летающий бидон.
Тем временем китайская Ehang начала продажу аэротакси на
базе гексокоптера, который взлетает с места - VTOL. Аппарат может развивать скорость
до 100 километров в час, но летит пока всего 20 минут. Стоит такое аэротакси, в
пересчете на рубли, около 30 миллионов.
Будущее аэротакси / DfT
А бюрократию уберем потом
Россия создала план, который можно считать аналогичным, - национальный проект по беспилотным авиасистемам. Официально он стартовал в начале 2024-го года. В рамках этого проекта существует стратегия развития, которая, впрочем, мало чем отличается от стратегии 2015 года, единственное - сдвинуты сроки.
В российском плане все завязано на государстве - оно формирует спрос, оно выделяет финансирование, оно описывает регламент обучения специалистов, оно создает производственные центры.
Частникам в этой системе остается лишь надеяться, что к 2030-му году власти РФ сдержат слово и пойдут на корректировку административных барьеров. То есть не на отмену - только на корректировку, и то в последнюю очередь.
В этой стратегии не прописано создание компонентной базы. Предположим, что спрос на БПЛА есть и даже админбарьеры сняты, а представители отрасли готовы проводить испытания. Когда испытания пройдут - массовый выпуск беспилотников наладить не получится. Их не из чего делать.
«Можно просто раздать отрасли те несколько миллиардов рублей, которые выделены на нацпроект. Через полгода-год эти деньги закончатся, все получатели разъедутся на новых автомобилях, но рынка не будет», - говорит руководитель отдела беспилотных авиационных систем, АО «Почта России» Антон Никифоров. Если исходить из этого предположения, миллиарды государственных рублей рискуют улететь в никуда.
Российские планы прошлого десятилетия от НТИ Аэронет
«Обоснование для освоения бюджетов»
«В принципе можно провести такую аналогию (между российским нацпроектом и планом Великобритании – прим. ред.). Только в случае с дорожной картой UK это больше сфокусировано на поэтапном планировании достижения конкретных целей (например - оказание экстренной медицинской помощи) и оценке экономического эффекта реализации этого плана. При этом нет фокусировки на госфинансировании, его почти не предполагается», - говорит авиаконсультант, разработчик системы RunAvia, эксперт в области беспилотной авиации Андрей Патраков.
Роль государства в британском плане в основном в качестве регулятора и бенефициара (тот же пример оказания экстренной медпомощи). «А в случае с нацпроектом БАС в РФ это больше для обоснование финансирования освоения госбюджета, порой очень нелепого. Например, по направлению «Кадры для БАС» - на этот год уже планы обучить 5000 человек, правда, еще непонятно, чему и для чего. Это будут определять в процессе выделения госфинансирования через Университет 20.35», -продолжает Патраков.
Сейчас, как отмечают эксперты, в России реальные эксперименты с БПЛА в условиях, приближенных к реальным, невозможны. По всей стране, в большей части регионов введены запреты на полеты беспилотников. При этом атак со стороны Украины по гражданской инфраструктуре становится только больше. Запреты, как неоднократно говорили участники рынка БАС, действуют только на законопослушных владельцев дронов и мешают им развиваться.