У крупного производителя деревянных домов ГК «Приозерский лесокомбинат» поменялась структура собственников
Новым владельцем ГК стала компания, управляющая паевыми инвестиционными фондами. Эксперты считают, что такие изменения могут свидетельствовать о подготовке к дальнейшей продаже бизнеса.

Фото: ГК «Приозерский лесокомбинат».
По данным сервиса «Контур.Фокус», недавно владельцем ООО «ГК «Приозерский лесокомбинат» стало ООО «ААА Управление капиталом». Прежний собственник компании Александр Озеров сохранил за собой пост генерального директора, пишет издание «Новый проспект».
ООО «ААА Управление капиталом» также стало единственным владельцем ООО «ПЛК-Дом», которое входит в ГК «Приозерский лесокомбинат».
«ААА Управление капиталом» более 20 лет управляет активами частных и институциональных клиентов, отмечается на официальном сайте компании. В том числе она управляет рядом закрытых, открытых, биржевых паевых инвестиционных фондов. Агентом по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев ПИФ, управляемых «ААА Управление капиталом», выступает Газпромбанк.
Связаться с руководством Приозерского лесокомбината изданию не удалось.
Юристы считают, что конечные владельцы Приозерского лесокомбината пока не поменялись.
«Реальная продажа 100% долей в обществе за очень редкими исключениями влечет незамедлительную смену генерального директора. По открытым данным, доли перешли в ЗПИФ в январе этого года, а директор всё еще тот же. Скорее всего, продажи актива пока не произошло», — полагает Роман Пархоменко, партнер коллегии адвокатов Pen & Paper.
Объект Олимпиады Сочи-2014. Фото: ГК «Приозерский лесокомбинат».
«При этом доля могла быть передана в ЗПИФ в рамках подготовки к предстоящей продаже. Например, доля могла быть внесена в ЗПИФ в качестве оплаты пая, и впоследствии продавцом при продаже доли будет выступать ЗПИФ. Это может быть выгодно, поскольку ЗПИФ не уплачивает налог на прибыль», — продолжает Роман Пархоменко.
О такой же схеме владения Приозерским лесокомбинатом говорит и партнер, руководитель практики налогового и административного права Maxima Legal Никита Дейнега.
«Бывшие собственники могли как осуществить отчуждение актива в пользу какого-то ЗПИФ, пайщиками которого могут быть любые третьи лица, так и произвести структурирование владения активом с использованием ЗПИФ — передать принадлежавшие им ранее доли в уставном капитале ООО «ГК «Приозерский лесокомбинат» в пользу ЗПИФ в оплату паевого взноса, став его пайщиками», — комментирует Никита Дейнега.
По словам Романа Пархоменко, владение через ПИФ может быть использовано для сокрытия владельца, но это не очень эффективно (всегда можно посмотреть, кто предыдущий собственник), и при этом недешево и не очень удобно.
«Вне фондового рынка доли в ООО передаются в ЗПИФы, как правило для налоговой оптимизации», — говорит Роман Пархоменко. Также через ЗПИФы, по его словам, структурируется привлечение инвестиций, хотя для этого есть более простые механизмы. «ЗПИФ в таком случае становится дополнительной гарантией от совершения недобросовестных действий, поскольку деятельность управляющей компании жестко регламентирована», — комментирует юрист.
Как поясняет Никита Дейнега, изначально ЗПИФы задумывались как механизм привлечения коллективных инвестиций. Соответственно, в зависимости от профиля ЗПИФ и его инвестиционной стратегии он может вкладываться в самые различные активы, в том числе в доли непубличных компаний.
«Сейчас мы всё чаще наблюдаем тенденцию использования ЗПИФ как механизма личного структурирования. В этой связи в качестве активов в ЗПИФ передают любые активы, принадлежащие пайщикам», — говорит Никита Дейнега.
«В рамках ПИФ отсутствует необходимость самостоятельно заниматься управлением инвестициями, этим обычно занимаются квалифицированные специалисты. Также в ПИФ обычно низкий порог входа. Это сделано для входа широкого круга инвесторов. Кроме того, у ПИФ имеются определенные налоговые льготы. Это означает, что любая частная или публичная компания может использовать инструмент ПИФа в рамках своей деятельности», — комментирует Арутюн Саркисян, адвокат в сфере судебно-арбитражных споров и реструктуризации (несостоятельности).
По его словам, довольно распространены ПИФы в сфере недвижимости. Речь идет о строительных, девелоперских, рентных, земельных и иных ЗПИФах.
- ГК «Приозерский лесокомбинат» — один из заметных игроков на рынке деревянного домостроения Ленобласти. Компания работает на рынке лесоматериалов с 1999 года и является предприятием полного цикла переработки древесины. Проектная мощность — более 150 домокомплектов из клееного бруса площадью более 30 тыс. м2 в год. По данным сервиса «Контур.Фокус», выручка ООО «ГК «Приозерский лесокомбинат» за 2023 год составила 1,6 млрд рублей, чистая прибыль — 271,9 млн рублей. У ООО «ПЛК-Дом» — 298,2 млн рублей за 2023 год, чистая прибыль — 14,3 млн рублей. По информации администрации Приозерского района, объем отгруженной продукции за январь-сентябрь 2024 года составил 261,5 млн рублей, что на 20% больше, чем за аналогичный период 2023 года.
По подсчетам экспертов Россельхозбанка, объем деревянного домостроения в России по итогам 2024 года может составить 18 млн м2 против 15,7 млн м2 в 2023 году.
В Ленобласти крупными игроками на этом рынке считаются СК «Русь», Приозерский лесокомбинат, «Гринсайд», «Промстройлес».
Участники отрасли отмечают, что динамика в разных сегментах деревянного домостроения отличается. «Год был тяжелым, спрос только снижается. Но при этом основные игроки все работают», — комментирует Андрей Поляков, генеральный директор ООО «Гринсайд Строй» (работает в основном в среднем ценовом сегменте).
В высоком ценовом сегменте ситуация другая. «Мы видим, что интерес к деревянному домостроению сохраняется. Думаю, он связан и с тем, что деревянные дома не требуют значительных сил и вложений во внутреннюю отделку», — говорит Марина Шкурко, управляющий партнер группы компаний Puzzle Realty.
Интерес к покупке загородных домов Марина Шкурко также связывает с тем, что покупатели готовы инвестировать в недвижимость из-за политической неопределенности.
«Мы видим, что продажи деревянных домов идут сейчас неплохо, причем в этом году продажи начались даже раньше, чем обычно. Также активно продаются и участки для загородного строительства», — добавляет она.