У «АвтоВАЗа» на заводе газ: в Тольятти выпустят метановую «Весту»
Волжский автозавод анонсировал запуск в производство трех новых модификаций Lada Vesta. Одна из них – битопливная, способная работать на бензине и метане. Проект кажется сомнительным, уверены эксперты.

Вопрос экономии
Осенью количество модификаций автовазовской «Весты» должно увеличиться сразу на три модели: первая – заряженная версия под названием Sport, вторая – с самой богатой комплектацией, включающей в себя климат-контроль и бесключевой доступ, третья – наиболее интересная и необычная, но для завода не новая. Речь о Vesta CNG, работающей как на бензине, так и газе. В серию она должна пойти в сентябре-октябре этого года, пишет телеграм-канал RCI News. Что интересно, ранее «АвтоВАЗ» уже выпускал метановую «Весту», но проект был остановлен в 2022 году.
«Несмотря на то, что все заняты обсуждением электромобилей, у нас также действует программа развития газомоторного транспорта. В первую очередь, она, конечно, рассчитана на большегрузы, но речь также и про легковые машины», - напоминает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Именно в легковом сегменте «АвтоВАЗ» был и остается единственным игроком, решившимся на эксперименты с метаном. Первоначально речь шла о том, чтобы создать соответствующую модификацию «Приоры», затем в разговорах фигурировала «Калина», следом за ней – «Гранта», но в итоге заводским первенцем стала «Веста».
Ниша битопливных автомобилей небольшая, но, по мнению Александра Фролова, не теряющая определенной актуальности. Преимущества очевидны, объясняет эксперт: «Если вы заправляетесь и бензином, и газом, то можете проехать в 1,5-2 раза больше. Один кубометр газа по эффективности равен одному литру бензина – смотрим на цены первого вида топлива и второго, после чего каждый может сделать выводы для себя».
Дешевизна – факт, и единственным противовесом кажется боязнь многих автовладельцев непосредственно метана, особенно тех, которые помнят о многочисленных кустарных переделках машин с бензина на газ 10-15 лет назад с трагическими последствиями в виде взрывов и пожаров. Однако в данном случае речь идет о заводском исполнении, напоминает эксперт, отмечая также, что битопливные автомобили – не новинка для отечественного автопрома.
Пессимизм оправдан
Основной упор в метановом сегменте делается на большегрузный транспорт: соответствующие модификации есть у «КамАЗа» и «НефАЗа». Автобусы, спецтехника, грузовики. В том числе по причине госсубсидирования:
«Если муниципалитет покупает автобусы или коммунальную технику на метане, ему компенсируют часть затрат из бюджета», - поясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
Легковых автомобилей «битопливность» до сих пор массово не коснулась по целому ряду причин. Во-первых, остальные производства, помимо «АвтоВАЗа», заняты выпуском перелицованных китайских легковушек, а газ для машин из КНР непривычен, проще – если говорить об альтернативе бензину и дизелю – заниматься производством электромобилей. Во-вторых, эффективность применения двух разных видов топлива в одном двигателе сильно усложняет конструкцию, удорожает производство и снижает надежность такого авто, считает технолог опытного производства химических источников тока компании «АВЭКС» Андрей Корчун. Кроме того, это увеличивает стоимость ремонта из-за наличия большего количества деталей, способных к выходу из строя, уверен эксперт.
«Массовому потребителю это не нужно. Обычный водитель будет ездить на бензине или поставит газовое оборудование пропан-бутан. Хотя и это уже никому не нужно», - говорит автоблогер и автоэксперт Артем Зайцев, отмечая также явную недостаточность метановых заправок, особенно на трассах. Логично: проблемы с инфраструктурой автоматически ставят крест на востребованности той или иной модели.
А с инфраструктурой и правда все плохо, признает Александр Фролов. По его словам, на всю страну приходится порядка 1 тыс. метановых заправок. Для сравнения: в России насчитывается 28,9 тыс. обычных АЗС и 7,5 тыс. зарядных станций для электромобилей.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин смысла в старом-новом начинании «АвтоВАЗа» не видит:
«Никакой практической пользы от «Весты» на метане нет. Решение это спросом не пользуется, количество заправок сокращается. Следовательно, надеяться на то, что машина, как и метан в принципе, будет востребованной, мы не можем».
«С точки зрения инфраструктуры ничего не поменялось. Метановых заправок по-прежнему крайне мало. В том числе потому, что нет спроса, - говорит Игорь Юшков. «Метан – это большое давление, 80 атмосфер в баллоне, люди этого боятся. А большое давление, значит баллоны с толстыми стенками и тяжелые, которые отъедают приличный запас пространства в машине, и без того небольшой», - указывает он на еще один очевидный недостаток. Единственный, по словам Юшкова, плюс – дешевизна такого топлива. «Применение метана в легковом автопроме, может быть, и не тупиковый путь, но очень близко к тому».
Не ради прибыли
Насколько близок к реалиям пессимизм собеседников Mashnews? Если оценить приведенные выше цифры – близок максимально. Метан действительно недорог в качестве топлива, но автовладельцы, выбирая газ, предпочитают другой его вид: пропан-бутан. Поэтому если у метанового транспорта и есть будущее, то, скорее, в сегменте автобусов и спецтехники, которые, являясь частью корпоративных парков, как минимум обеспечены собственными заправочными станциями.
Так зачем же тогда, при очевидных минусах такой топливной эволюции, «АвтоВАЗу» нужен проект Vesta CNG, какой смысл его реанимировать? Смысл есть. Примерно такой же, как и в случае с рядом перспективных моделей калининградского «Автотора», не рассчитанных при этом на массовые продажи.
Выпуская на рынок метановую «Весту», Волжский автозавод станет единственным производителем и единственным игроком в данном сегменте. Объемы, вероятно, будут совсем небольшими, максимум несколько тысяч машин в год, и цель предприятия – вовсе не в том, чтобы получить сверхприбыль, что в случае с CNG невозможно в принципе, а в том, чтобы застолбить за собой определенную нишу, полностью лишенную конкурентов. Тем более что газомоторными «Вестами» можно частично закрыть спрос со стороны региональных таксопарков.
Mashnews направил запрос в пресс-службу «АвтоВАЗа», на данный момент он остается без комментария.
СПРАВКА MASHNEWS
Серийное производство Lada Vesta CNG стартовало летом 2017 года. Это был первый автомобиль в истории отечественного автопрома, серийно оборудованный ГБО с метаном. Двигатель в этой модификации выдавал 98 л.с. вместо 106 л.с. на бензине, баллон с газом располагался за спинками задних сидений. Сообщалось, что запас хода битопливной машины составляет больше 1000 км.