Трудности есть и будут: что ждет российский нефтегаз в 2025 году
2024 год для нефтегазовой промышленности России стал успешнее, чем предыдущий, но проблемы никуда не исчезли.
Угольщики должны думать, что делать с убытками. Нефтяники – как снизить себестоимость добычи. Газовики – где найти новые рынки сбыта. Чем запомнится 2024 год для российского ТЭК и к чему готовиться в ближайшем будущем, рассказали опрошенные Mashnews эксперты.
Российская нефть: дисконт нормальный
Для разных отраслей российской энергетики 2024 год сложился не одинаково. Газовая отрасль РФ впервые показала рост после двух лет падения экспорта в Европу – за счет увеличения поставок в Китай и страны ЕС, отмечают в аналитическом центре «Яков и Партнёры».
Наступают тяжелые времена для угольной промышленности: в 2024 году отрасль получит убыток, он оценивается в 34 млрд рублей, сообщил генеральный директор Межотраслевого экспертно-аналитического центра Союза нефтегазопромышленников России Анатолий Замрий. При этом 2022 и 2023 годы угольщики закончили с прибылью в 783 млрд рублей и 357 млрд рублей соответственно. Ухудшение ситуации связано с падением мировых цен и ростом стоимости логистики.
Нефтяная промышленность РФ в 2024 году демонстрировала стабильность, ключевую роль сыграло наращивание поставок в дружественные страны. Около 90% экспорта российского сырья пришлось на Индию и Китай, по нефтепродуктам основным покупателем с 2022 года выступает Турция, напомнил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. И даже скидка на российскую нефть остается стабильной – в пределах 10-13 долларов на баррель, тогда как в начале 2023 года дисконт достигал 30-35 долларов, отмечает эксперт.
«Никаких принципиально новых санкций в отношении российской нефти пока не вводили. Периодически в санкционные списки попадают танкеры, которые перевозят наше сырье, но не более того. Это просто влечет определенные издержки при экспорте нефти и позволяет сохраняться упомянутой скидке в 10-13 долларов на баррель. Поэтому по нефти и нефтепродуктам у нас все более-менее стабильно», - поясняет Игорь Юшков.
По прогнозам Союза нефтегазопромышленников России, добыча нефти в 2024 году сохранится на уровне предыдущего периода – около 521 млн т (минус 9 млн тонн к уровню 2023 года). Объем переработки также аналогичен показателям прошлого года – 279 млн тонн, экспорт нефти чуть вырастет – с 234,3 млн до почти 240 млн тонн в текущем году.
СПРАВКА MASHNEWS
- В 2024 году* добыча нефти в РФ может составить 521 млн тонн (минус 9 млн тонн к уровню 2023 г.); природного газа – 687,8 млрд куб.м (плюс 50 млрд куб.м к уровню 2023 г.), производство СПГ – 35 млн тонн (в 2023 году – 32 млн тонн).
*предварительный прогноз Союза нефтегазопромышленников России
Главная интрига – украинский транзит
Наиболее заметные угрозы наблюдаются на рынке газа. С одной стороны, Россия наращивает добычу, экспорт, а также потребление внутри страны, с другой – не все расчеты на диверсификацию поставок оправдались.
«Не удалось на протяжении всего 2024 года заключить соглашение с Китаем по газопроводу «Сила Сибири-2». К концу года наоборот начались разговоры о том, что, возможно, маршрут экспорта дополнительного газа в КНР будет пересмотрен – и, может быть, это будет не «Сила Сибири-2», а некий газопровод транзитом через Казахстан, и мощностью не 50 млн куб. м в год, а 30 млн кубометров», - отмечает Игорь Юшков.
Текущий год был успешен с точки зрения роста экспорта газа – по словам эксперта, почти каждый день загружались на полную мощность действующие газопроводы («Турецкий поток» и транзит через украинскую ГТС). Выход газопровода «Сила Сибири» на проектную мощность на месяц раньше срока (1 декабря 2024 года) также обеспечит прибавку в показателях поставок газа в Китай: вместо планировавшихся 30 млн до 31-32 млн куб. м.
Важным успехом 2024 года стало заключение соглашений на поставки газа в страны Средней Азии. «Контракт на поставку 12 млрд куб. м газа в Узбекистан и Кыргызстан, несмотря на ожидаемо меньшую маржинальность, позволит покрыть 10% от выпавших объемов экспорта в ЕС в 2021-2023 гг.», - отметил старший аналитик аналитического центра «Яков и Партнёры» Валдис Плявиньш.
В то же время Казахстан нарастил собственную добычу газа и не стал заключать контракт с «Газпромом» на поставки «голубого топлива», хотя такие надежды были, добавил Игорь Юшков.
Сейчас главная интрига – что будет с поставками газа в Европу после отказа Украины продлевать контракт с «Газпромом» с 2025 года. По мнению Юшкова, поставки могут продолжиться, но в другом формате – не в рамках долгосрочного соглашения на 5-10 лет вперед, а за счет аукционов с бронированием мощностей и переноса точки сдачи-приемки газа на российскую границу. Тогда все сырье, которое пойдет по территории Украины, будет принадлежать европейской стороне.
«Для Украины такой сценарий был бы политически выгоден: она могла бы сказать, что не имеет контактов с Россией, при этом продолжала получать деньги от транзита. Европейцы получили бы газ, а РФ сохранила бы рынок сбыта», - поясняет Игорь Юшков. За такую схемы работы выступает Словакия. Однако Киев пока отвергает эту возможность. Поэтому вполне вероятно, что с 1 января 2025 года прокачка газа через Украину остановится на неопределенный срок – может, навсегда.
«Если хотя бы месяц-два не будет транзита, то потом нагнать эти объемы будет практически невозможно. А значит поставки газа в Европу уже точно окажутся ниже, чем в 2024 году. Ну, если не произойдет какой-то более радикальный сценарий, когда нам разрешат использовать другие наши газопроводы – например, уцелевшую нитку «Северного потока-2» либо газопровод «Ямал-Европа». Или Украина откроет южный маршрут через ГИС Сохрановка. Тогда мы смогли бы наверстать и даже превзойти показатели экспорта в наступающем году. Но такой сценарий маловероятен», - резюмирует ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.
Прекращение поставок в Западную Европу трубопроводного газа снизит российский экспорт в ЕС в 2025 году на 14 млрд куб. м, добавляет старший аналитик аналитического центра «Яков и Партнёры».
Новые риски для газа
Хотя 2024 год для российского нефтегаза сложился успешнее, чем предыдущий, вызовы в отрасли никуда не делись, говорит заместитель директора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО Игбал Гулиев. «2024 год показал способность российского ТЭК сохранять конкурентоспособность. Однако снижение цен на нефть и газ на мировом рынке оказало давление на доходы отрасли», - пояснил эксперт.
Заявленные контракты не позволят России нарастить поставки газа на мировой рынок и вернуться к докризисным объемам экспорта на горизонте 2030 года, считают в аналитическом центре «Яков и Партнеры».
«РФ необходимо расширять горизонт экспортных рынков и выходить за рамки представления о «двух центрах силы» - Европе и Китае. На мировом рынке есть активно растущие рынки потребления, к примеру, в Южной Азии. Реализация экспортных проектов в рамках МТК «Север-Юг» находится в повестке российских компаний, но этому вопросу уделяется существенно меньше внимания. Для реализации потенциала РФ как глобальной газовой державы в долгосрочной перспективе такие проекты необходимы», - подчеркивает Валдис Плявиньш.
Отрасль сжиженного природного газа также столкнулась с ограничениями. С весны 2025 года ЕС запрещает поставки и перевалку российского СПГ в европейских портах. По мнению Плявиньша, это приведет к рискам для более чем 15 млн т СПГ с заводов на Ямале.
Другим вызовом в СПГ-отрасли стали российские проекты, попавшие под внешнеторговые ограничения. «По информации участников рынка, ни одна партия СПГ с «Арктик СПГ-2» не была продана в течение года. Это может привести к решениям о переносе сроков реализации уже попавших под ограничения проектов (большинство заявленных в РФ) или о полном отказе от них», - прогнозирует старший аналитик аналитического центра «Яков и Партнёры».
Себестоимость добычи нужно снижать
Аналитики «Яков и Партнёры» выделяют несколько мировых событий, которые могут повлиять на позиции российского ТЭК в 2025 году.
Во-первых, это строительство и расширение пяти терминалов СПГ в США общей мощностью 74 млн тонн - они должны быть введены в эксплуатацию до 2027 года. Это на 86% больше мощности всех российских терминалов СПГ, запущенных к настоящему времени.
«В результате Европа перейдет на американский газ, а России необходимо будет переориентировать свои поставки на азиатские рынки, используя маршруты через Суэцкий канал и обходя Европу», - отмечает Валдис Плявиньш.
Во-вторых, ожидается плавное снижение цен на нефть ниже $70/бар Brent в 2025 году, в результате ОПЕК может отказаться от сделки ОПЕК+. «В таком случае может начаться ценовое ралли и выдавливание с рынка игроков с высокой себестоимостью добычи. За последние годы себестоимость добычи РФ существенно выросла, достигнув, по данным Росстата, показателей в $35-40/баррель, и тогда российская добыча может также оказаться под ударом (для сравнения - себестоимость добычи в Саудовской Аравии составляет $9-10/баррель)», - говорит эксперт. России необходимо использовать технологии интенсификации и повышать эффективность добычи.
В Союзе нефтегазопромышленников не дают прогнозов о том, сколько будет стоить нефть в следующем году, но, как считает Анатолий Замрий, ясно одно – так называемый «зеленый переход» не состоялся, и углеводороды будут нужны всем. «Китай и сменяющая его в роли самого большого потребителя российской нефти Индия соперничают за поставки нефти URALS. Но это ситуация сегодняшнего дня. Что будет завтра – зависит от политической ситуации в мире», - говорит эксперт.
По мнению Игбала Гулиева, драйвером роста для российской энергетики
в 2025 году будет азиатский трек. «Добыча нефти, считаю, останется на том же
уровне. Возможно увеличение производства природного газа за счет роста спроса
на внутреннем и китайских рынках. Надеюсь, что на внутреннем топливном рынке
будет меньше нерыночных мер со стороны государства», - резюмирует замдиректора
Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО.