Троллейбусный дефицит. Производители электротранспорта увеличивают мощности
Спрос
на троллейбусы в РФ вырос минимум вдвое. Потребность регионов РФ в этих машинах
оценивается в 22-25 тыс. единиц. Производители уже нарастили мощности в разы,
но пока не способны удовлетворить растущий спрос.
Источник фото: «Синара — Транспортные машины»
Электрификация всей страны
После того, как в 2021 году российский кабмин утвердил Транспортную стратегию до 2035 года, в стране резко вырос спрос на электротранспорт, в частности, на троллейбусы. Дело в том, что стратегия провозгласила этот вид общественного транспорта как один из приоритетных. С 2022 года было принято несколько федеральных и региональных программ по его продвижению. Так, в июне 2023 года Минтранс запустил пилотный проект, который предусматривает модернизацию системы горэлектротранспрота в десяти городах РФ. Он предусматривает выделение регионам 86,5 млрд бюджетных рублей на закупку транспорта и обновление инфраструктуры. В целом до 2028 года в рамках концессии с участием ВЭБ.РФ предполагается потратить на этот проект 250 млрд рублей.
«В процессе разработки также находится государственная программа развития городского наземного электрического транспорта до 2030 года. Ее принятие должно позитивно повлиять на проекты по обновлению систем электротранспорта в российских городах, которые еще не вошли в активную фазу», — комментируют в холдинге «Синара — Транспортные машины» (СТМ, входит в группу «Синара»).
Кроме того, деньги на развитие электротранспорта выделяются и по другим федеральным программам: «Безопасные качественные дороги», «Чистый воздух» и т.д.
Регионы активно закупают электротранспорт. Если
в 2021 году в единой информационной системе закупок отражено шесть тендеров на
поставку троллейбусов на сумму 3,1 млрд рублей, то в 2022-м — 40 тендеров на
7,8 млрд, в 2023-м — 13 тендеров на 9,7 млрд, отмечают эксперты аналитического
центра РТС-тендер.
Миллиардный прирост
В результате резко вырос спрос на электротранспорт, в частности, на троллейбусы, закупки и производство которых до 2023 года неизменно падали (Mashnews писал об этом в марте).
СПРАВКА MASHNEWS
По данным Росстата, в январе-октябре 2023 года в РФ произведено 478 троллейбусов — в 2,64 раза больше, чем за тот же период 2022-го, когда выпустили 181 троллейбус. За весь 2022 год с конвейеров российских заводов сошло 246 машин, в досанкционном 2021-м — 330.
Производители троллейбусов наращивают обороты и отчитываются о небывалой динамике показателей. ООО «Торговый дом «Транс-Альфа», которое поставляет машины, собранные на Вологодском механическом заводе, в 2022 году утроила выручку (до 3,7 млрд рублей) по сравнению с 2021-м. За девять месяцев текущего года «Транс-Альфа» продала 190 троллейбусов — на 68% больше, чем за тот же период 2022-го. Выручка за тот же период увеличилась на 82%, до 3,74 млрд рублей.
Уфимский трамвайно-троллейбусный завод в этом году намерен собрать из комплектующих белорусского МАЗа 230 троллейбусов на общую сумму более 4 млрд рублей. В прошлом году в Уфе собрали 43 таких машины.
Компания «ПК Транспортные системы» (ПКТС) в этом
году уже поставила заказчикам 112 троллейбусов собственной марки «Адмирал»,
сейчас выполняет крупный контракт — на производство для Кемерово 50 машин.
Размер контракта — 1,85 млрд рублей.
Источник фото: «Синара — Транспортные машины»
Троллейбусное прибавление
Рост спроса стимулировал открытие нескольких новых троллейбусных производств в последние два года. Так, в марте 2023 года холдинг «Синара» открыл в Челябинске завод, способный выпускать 350 троллейбусов в год. СТМ уже собрал около 50 машин в этом году, в сентябре первая партия транспорта вышла на городские маршруты Челябинска. СТМ выполняет заказ Челябинска на поставку 168 машин собственной конструкторской разработки «Синара-6254», сообщили на предприятии.
В 2022 году в Красноярске началась сборка машин из комплектующих белорусского «Белокоммунмаша». План годовой мощности — 30 единиц с возможностью расширения в перспективе.
В 2024 году «КамАЗ» обещает начать серийное производство троллейбусов. Запуск намечался еще на 2022 год, но эти планы предприятие строило до начала СВО. После февраля 2022 года из-за связанных с украинским военным конфликтом санкций возникли сложности с поставкой комплектующих, пришлось искать замену производителям, которые отказались работать с Россией. Как сообщал «КамАЗ» в октябре текущего года, была разработана «санкционноустойчивая комплектация троллейбуса, российская составляющая компонентов которой была увеличена до 75%».
У предприятия уже есть заказ на первую партию:
132 троллейбуса готовы закупить власти Чувашии.
Источник фото: «ПК Транспортные системы»
Спрос превышает предложение
Однако даже с учетом новых мощностей заводы в данный момент
не способны удовлетворить возросший спрос.
«На сегодняшний день, по нашим оценкам, в российских регионах есть потребность в 22-25 тыс. единиц новых троллейбусов. При сегодняшней производительности отечественным предприятиям нужно работать лет десять, спрос превышает предложение где-то на треть», — приводят подсчеты в ПКТС.
Если высокий спрос сохранится, заводы готовы наращивать мощности: СТМ допускает увеличение производства до 1200 единиц в год (включая как троллейбусы, так и электробусы), ПКТС в ближайшее время рассчитывает перейти с темпов 10-12 готовых машин в месяц на 15-20 единиц.
Источник фото: «ПК Транспортные системы»
Санкции корректируют планы
Производители могли бы энергичнее наращивать обороты, если бы не санкции. Не только «КамАЗу» пришлось скорректировать планы по выпуску подвижного состава.
«Когда мы проектировали троллейбус «Синара», конечно же, ориентировались на лучшие доступные мировые решения. Но сейчас все производители колесного транспорта сталкиваются с тем, что поставки из недружественных стран прекращены или сведены к минимуму. Поэтому мы активно ищем замену на альтернативных рынках или внутри нашей страны», — делятся в СТМ.
Например, предприятие изначально рассчитывало закупать переднюю подвеску у немецкой компании ZF, теперь заменила поставщика на российский «Ростар». Задний мост сейчас закупают в Китае, в скором времени его заменят на аналог, выпущенный в России.
Некоторые комплектующие и узлы заменить сложнее, признаются в СТМ. Например, ABS и пневмоподвеска — это не только «железо», но и программное обеспечение, микроконтроллеры, процессоры, которые анализируют условия, в которых движется троллейбус. Здесь требуется длительное тестирование при внедрении отечественных аналогов.
Возникли проблемы и с двигателями: раньше их в
основном закупали в Австрии и Чехии. После введения санкций перешли на
отечественные — производства Псковского электромашиностроительного завода и
концерна «Русэлпром». «Транс-Альфа» в ноябрьском выпуске своей корпоративной
газеты пишет
о планах построить в Смоленске собственный завод по производству двигателей.
Загрузка гарантирована
Производители троллейбусов оценивают перспективы оптимистично: пока госзаказчики не сбавляют, а лишь наращивают обороты. Только за ноябрь и неполный декабрь текущего года было заключено четыре «троллейбусных» контракта на общую сумму 10,54 млрд рублей. Помимо уже упомянутого контракта ПКТС с Кемерово, это декабрьский договор «Транс-Альфы» на поставку 16 троллейбусов во Владивосток за 590 млн рублей; а также подписанные в ноябре Новосибирском контракты с Государственной транспортной лизинговой компанией стоимостью 3,1 млрд рублей (49 троллейбусов) и со «Сбербанк лизинг» — почти на 5 млрд рублей (80 машин).
Так что на ближайшие годы загрузка троллейбусным
заводам и поставщикам комплектующих обеспечена, и они могут вкладываться в
наращивание мощностей, считают участники рынка.