01 февраля 2024 17:25
читать 9 минут

Три беспилотника за две недели. Что за логика прослеживается в ударах БПЛА по Петербургу

Mashnews присмотрелся к объектам в Петербурге и Ленинградской области, где обрывался путь беспилотников противника, и заметил общее не только в производственной деятельности.

Последний  прилет

В 4:50 утра 31 января на территорию завода «Невский мазут» упал беспилотный летательный аппарат, после чего прогремел взрыв, - загорелись пустые цистерны, повреждены несколько автомобилей, а у соседних предприятий повыбивало окна.

Министерство обороны РФ оставило этот инцидент без официальных комментариев, а неофициально источник «Фонтанки.ру» сообщил, будто бы в 4:20 этот БПЛА был подбит из комплекса ПВО С-400 над Колпино на окраине Петербурга. Тем не менее, это не помешало дрону пролететь еще порядка 20 км.

«Ночью жители кварталов в районе Глухоозерского шоссе слышали громкий хлопок. На промышленной площадке в Невском районе произошел инцидент, потребовавший внимания силовых ведомств. Пострадавших нет. Существенного вреда имуществу не причинено», - рассказал о произошедшем губернатор Петербурга Александр Беглов.

Нефтебаза на Глухоозерском шоссе -  одна из крупнейших в Петербурге, там находится 10 основных и 12 аварийно-резервных резервуаров для хранения топлива с общим объемом почти 20 тысяч м3. Суммарная производительность 6 насосов - 1020 м3 /час, имеются сливные/наливные эстакады как для железнодорожных вагонов, так и для автоцистерн.

«Невский мазут» в 2022 году обеспечил перевалку 1,8 млн тонн нефтепродуктов, то есть более 16% от всех нефтепродуктов в петербургском порту, рассказывал весной 2023 года «Новый проспект». Показатели впечатляют, учитывая, что последняя масштабная модернизация произошла еще в 2005 году.

 

Куда еще прилетало

До нефтебазы на Глухоозерском шоссе был атакован химический терминал «НОВАТЭК» в Усть-Луге, где стабильный газовый конденсат перерабатывают в легкую и тяжелую нафту, керосин, дизельную фракцию и мазут, а после отгружают на экспорт морским транспортом.

По данным СМИ, сразу 2 беспилотника 21 января добрались до химзавода, что привело к взрыву одного из газовых резервуаров. Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко рассказал об этом как о пожаре, не упоминая причин, но позднее участие БПЛА подтвердил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Несмотря на крупный пожар, чтобы перезапуститься после пожара терминалу в Усть-Луге потребовалось всего 10 дней.

Объемы терминала «НОВАТЭКа» солиднее, чем у «Невского мазута»: в 2022 году комплекс переработал 6,9 млн тонн стабильного газового конденсата и произвел 6,825 млн тонн товарной продукции:  в том числе 4,2 млн тонн легкой и тяжелой нафты, 1,052 млн тонн керосина, 1,4 млн тонн дизельной фракции и компонента судового топлива (мазута), 78 тысяч тонн сжиженных углеводородных газов. Строительство этого терминала в Усть-Луге закончилось в 2013 году.

Самой первой для Северо-Запада атаке БПЛА подвергся Петербургский нефтяной терминал (ПНТ). С объектов беспилотных атак это лидер по объему отгруженной продукции — в 2022 году там перегрузили 8,8 млн тонн светлых и темных нефтепродуктов.

ПНТ удалось пережить атаку 18 января без остановки производства. «Все производственные процессы на терминале продолжались, вне зависимости от всех мер, как охранного характера, так и дальнейших мер, которые проводили государственные органы управления. Терминал не прекращал работу», - рассказал в интервью директор ПНТ Владимир Грызлов.

Из всех подвергшихся нападению предприятий, ПНТ обладатель самого модернизированного оборудования — масштабная (не менее чем на 5 млрд рублей) реконструкция старой части терминала началась в 2021 году и должна закончиться в 2025 году.

Осенью 2023 года вице-губернатор СПб Кирилл Поляков, осмотревший площадку нового комплекса, сообщил о возведении нового резервуарного парка, отметив: «все резервуары строятся по двустенной технологии, что ликвидирует риски разлива нефтепродуктов». До реконструкции, компания также последовательно обновляла свои владения, построив с 2007 по 2021 год 5 двустенных терминалов объемом по 40 тысяч м3 каждый.

 

В чем логика

И «Петербургский нефтяной терминал», и химический терминал «НОВАТЭК» в Усть-Луге, и завод «Невский мазут» объединяет наличие крупных резервуаров для хранения горючего топлива. При точном попадании в них беспилотник, начиненный даже относительно небольшим количеством взрывчатки, может вызвать серьезный пожар. Именно в этом и состоит логика атак на предприятия в Петербурге и Ленобласти, объясняет в беседе с Mashnews президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин.

Он также подтвердил, что крупные предприятия Петербурга и Ленобласти заблаговременно получили распоряжение из Москвы обеспечить противодроновую защиту.

«Петербург у нас носит статус второй столицы, это малая Родина нашего президента — одним словом, город для России очень и очень значимый. Конечно, операторы беспилотников пытаются наводиться на какие-то промышленные или военные объекты, чтобы в случае успеха получить двойную выгоду. Но особой надежды и особого расчета на это нет, потому что системы ПВО у нас все же работают очень хорошо. Так что основной целью остаются попытки устрашения», - поделился своим пониманием происходящего председатель комитета Госдумы по обороне Андрея Картаполов.

 

Как защититься

Как отмечает руководитель направления «Резервуары» военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) Сергей Константинов, современные промышленные емкости для хранения топлива серьезно проработаны с точки зрения безопасности, в связи с чем даже крупный пожар в результате попадания беспилотника — большая удача для злоумышленников. Сегодняшние технологии позволяют не только оборудовать резервуары автоматической системой пожаротушения, но и сделать так, что даже начиненный взрывчаткой БПЛА попросту упадет на землю.

«Существует несколько методов защиты объектов ТЭК от БПЛА. Первый – это противодронные и противогранатные сети, которые относятся к пассивным инженерно-техническим средствам защиты. Они могут быть эффективны для противодействия мало и среднеразмерных БПЛА самолетного и мультироторного типа, включая FPV-дроны, но они не гарантируют защиту от высокоростных и тяжелых (баллистических) целей, - объясняет эксперт Группы ФТК по защите от БПЛА Юрий Некрасов. - Подобные решения пока не сертифицированы, но достаточно просты и эффективны. Ранее подобные инженерные решения хорошо зарекомендовали себя в боевых условиях для перехвата или преждевременного подрыва БПЛА нарушителя».

Второй достаточно надежный способ, говорит Некрасов, – это различные кинетические средства перехвата, в том числе дроны-перехватчики. «В основном, пока это экспериментальные решения, но к концу года можно ожидать появления серийных моделей».

Третий и самый распространенный способ защиты объектов ТЭК - радиоэлектронная борьба с помощью подавления каналов управления и навигации БПЛА. Как отмечает эксперт, в этом направлении идет непрерывная работа, так как средства РЭБ вынуждены постоянно догонять возможности БПЛА.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент