30 января 2024 15:13
читать 14 минут

Треть аккумуляторов на нашем рынке можно назвать не совсем литературным словом «шмурдяк»

Несмотря на санкции, доля импортных аккумуляторов на российском рынке с 2022 года почти не сократилась. Однако отечественных производителей беспокоит не столько это, сколько то, что более 20% рынка занимают некачественные дешевые импортные аккумуляторы. Это мешает развиваться российским предприятиям и такой импорт нужно ограничить, считает Олег Кулаков, директор по развитию Елабужского аккумуляторного завода. О хороших и плохих аккумуляторах он рассказал в интервью Mashnews.

Переклеивают этикетки и продают в Россию

— Насколько сейчас на рынке велика доля импорта? Сократилась ли она за последние годы?

— До 2022 года примерно 35-40% российского рынка занимала продукция из Европы, Южной Кореи, Японии. Из США шло мало аккумуляторов. Еще 10-15% приходилось на страны, которые теперь называют дружественными.

В 2023 году объем импорта мало изменился: он остался примерно на уровне 45%. Плюс есть еще контрабанда, а также те поставки, где объемы четко не фиксируются — это импорт из стран ЕАЭС.

Причем несмотря на западные санкции, которые прямо запрещают своим европейским, корейским и японским производителям поставлять продукцию в Россию, они продолжают это делать. Для них бизнес всегда на первом месте. Просто они нашли соответствующие каналы: через третьи страны. Там переклеивают этикетки и продают в Россию как произведенные в этих странах. Так делают Германия, Южная Корея.

Из недружественных стран объем ввоза снизился. Но ровно на ту же долю вырос импорт из дружественных. Скажем, Турция, при внутреннем потреблении порядка 3-5 млн аккумуляторов, производит около 20 млн. То есть три четверти они экспортируют, в том числе в Россию.

— Почему так велика доля импорта? Качество иностранных аккумуляторов лучше?

— Да нет, качество у всех плюс-минус на одном уровне. Глобализация привела к тому, что многие производства мало отличаются друг от друга: те же самые оборудование, технологии, сырье.

Это не голословное утверждение: наши технологи постоянно ездят по разным заводам, сравнивают, анализируют. Они объехали европейские, турецкие, китайские, иранские предприятия, побывали в странах СНГ, скоро поедут в Индию. Везде наблюдают похожую картину: есть более технологически продвинутые заводы, есть те, у которых устаревшее оборудование. Это как с автомобилями: если взять иностранные машины, которые раньше производили в России, то они фактически не отличались от выпущенных за рубежом.

А вот по ценам нас другие страны часто обходят. Во-первых, потому, что они работают масштабно: у них средний завод — это около 5 млн аккумуляторов в год, а у нас — 1-1,5 млн. При этом все российские предприятия за год производят чуть больше 8 млн аккумуляторов. Так что разница очевидна.

Во-вторых, и это главная проблема, в Россию из-за рубежа идет очень много продукции низкого качества. Сейчас у нас на рынке примерно треть — это аккумуляторы, которые можно охарактеризовать не совсем литературным термином «шмурдяк».

Чем аккумулятор тяжелее — тем лучше

— Это что значит?

— Вы представляете себе, из чего состоит аккумулятор?

— В общих чертах.

— Он состоит из шести ячеек, в каждой ячейке — еще порядка восьми аккумуляторных пластин. То есть в среднем в аккумуляторе для легкового автомобиля должно быть 48 свинцовых пластин, которые и дают силу тока, долговечность и так далее. Свинец — это 75% себестоимости аккумулятора.

Так вот, «шмурдяк» внешне выглядит как нормальный аккумулятор, а на самом деле заполнены не шесть, а только четыре ячейки. Либо вместо восьми пластин в каждой только по пять. То есть производители просто обманывают покупателей.

Таких аккумуляторов много. Это, как правило, неизвестные бренды, которые при этом выпускают солидные мировые холдинги. Например, один из мировых лидеров, помимо самого популярного бренда, выпускает множество других, в том числе в России он продает около пяти наименований, среди них и такие, которые можно охарактеризовать как «шмурдяк».

— И какова доля такой продукции?

— В общей структуре потребления в России их около 20%. Люди стараются сэкономить, купить подешевле. Правда, потом платят дважды, как в пословице. Потому что продукция некачественная и недолговечная.

Дам небольшой совет тем, кто не очень разбирается в вопросе: когда выбираете аккумуляторную батарею, для начала просто попробуйте взвесить в руках несколько вариантов разных марок с одними и теми же параметрами. Какой аккумулятор тяжелее, тот и будет дольше служить. Там больше свинца, значит, он будет лучше чувствовать себя и в морозы, и в жару.

Обязать автозаводы ставить только российские аккумуляторы – не рыночная мера

— Правильно я поняла, что высокая доля импорта на рынке объясняется большим потоком дешевой продукции?

— В том числе. По нашей оценке, от 30% до 50% импорта — продукция низкого качества.

— Как решить эту проблему? Ведь это мешает развиваться отечественным производителям.

— Мы совместно с другими российскими аккумуляторными заводами уже третий год продвигаем несколько инициатив на уровне Минпромторга, Минэкономразвития и других структур, которые регулирует внешнеторговые вопросы, а также на уровне Госдумы. За прошлый год мы приняли участие примерно в 50 мероприятиях различного уровня на эту тему. Мы высказали свои предложения о том, как создать законодательные барьеры для импорта с целью стимулировать развитие отечественного производства.

— Речь идет о том, чтобы обязать отечественных автопроизводителей комплектовать машины только отечественными аккумуляторами?

— Они и так стараются это делать: ведь чем выше уровень локализации, тем больше возможностей у автопредприятия в продвижении продукции. Например, от уровня локализации зависит участие их в госзакупках и получение господдержки производителями.

Сейчас автозаводы предпочитают отечественные аккумуляторы импортным. При выходе новых моделей на рынок в первое время могут комплектовать их лучшими иностранными аккумуляторами, чтобы модель на рынке закрепилась. А потом начинают потихоньку оптимизировать себестоимость и переходят на отечественные комплектующие.

Но обязывать ставить только российские аккумуляторы — это не рыночная мера. Как бизнес-структуре, которая занимается зарабатыванием прибыли, нам бы не хотелось, чтобы и нас обязывали: сначала одних заставят брать только определенную продукцию, потом по цепочке к нам придут. У производителей должен быть выбор: если хотите участвовать в госзакупках — соблюдайте одни условия, если нет — то другие.

Предложения по сокращению импорта не ограничивают конкуренцию на рынке, но нацелены на снижение потока некачественной продукции.

Кроме того, импорт будет снижаться и по объективным причинам — из-за скачков валютного курса. Это очень важный фактор: когда курс поднимается до 100 рублей за доллар, то закупки попросту останавливаются. А потребитель хочет стабильности.

Вторая батарея для автомобиля

— Как бы вы в целом охарактеризовали ситуацию на рынке в последние годы? Как нынешние турбулентные времена переживают производители?

— В целом на рынке в 2022 году был спад, хотя наше предприятие, наоборот, нарастило объемы. Мы относительно недавно работаем в производстве аккумуляторов, поэтому активно занимаем долю рынка.

Но чтобы оценить ситуацию в отрасли, нужно взять для анализа не последние год-два, а более широкий временной интервал, причем не один конкретный завод, а сегмент производства автомобильных аккумуляторов в целом. Директор нашего завода одновременно еще и возглавляет отраслевую ассоциацию — Совет свинцово-кислотных аккумуляторных российских заводов. Так что у нас есть информация по всему рынку.

В первой половине 2022 года ситуация была сложная: это было связано с некоторой растерянностью покупателей — как дилеров, так и конечных потребителей. Многие в ожидании резкого ухудшения ситуации начали экономить на всём и все затраты сокращать. С марта до начала мая спрос резко упал. А в нашем случае это один из сезонных пиков, когда после зимы дачники, так называемые «подснежники», начинают готовить автомобили к летнему сезону.

В результате в 2022 году было несколько провальных месяцев. Второе полугодие очень сильно отыграло это падение и прошло достаточно хорошо для всех заводов.

Однако сравнение 2022 года с 2021-м не совсем показательное, так как 2021-й был годом выхода из пандемии. Во время пандемии бизнесы приостановились, люди меньше ездили. В 2021 году началось оживление экономики, всплеск производства. То есть 2022 год лучше сравнивать с периодом перед пандемией, и в таком случае мы видим, что для российских аккумуляторных заводов позапрошлый год не принес существенного падения: производство было лишь примерно на 8% ниже, чем в 2019-м.

Прошлый же год был очень успешным: производство превысило 8 млн единиц аккумуляторных батарей. Окончательные итоги еще не подведены, но мы прогнозируем, что общий рост будет около 15%.

— Появились ли у потребителей новые требования к аккумуляторам? Какие планы вашего предприятия?

— Мы сейчас реализуем программу по наращиванию мощностей, закупаем оборудование, расширяем линейку. В частности, запускаем производство более современных аккумуляторов по технологии EFB. Это батареи с повышенным энергопотреблением. Раньше аккумуляторы использовались в машине для того, чтобы заводить ее, а дальше вступает в дело генератор, давая ток на все электроприборы.

Но сейчас электропотребление автомобилей существенно возросло, так как машины оснащаются множеством современных приборов, в том числе и с большими дисплеями. И все это оборудование требует дополнительных источников энергии, поэтому сейчас в машины ставят два аккумулятора: один обслуживает двигатель, а второй — для остальной энергосистемы автомобиля. Вот в этом направлении мы сейчас работаем.

В ближайшей перспективе рассчитываем нарастить мощности завода примерно на 20-25%.

— Если доля импорта осталась на прежнем уровне, а автопроизводство сейчас не растет, то в расчете на что вы наращиваете мощности?

— Во-первых, все-таки с рынка ушли иностранные автопроизводители, которые комплектовали свои автомобили аккумуляторами зарубежного производства. Это примерно 1 млн батарей в год. Во-вторых, на вторичном рынке тоже происходит постепенное замещение импорта. Есть подтверждение этому: наши дилеры просят больше отечественной продукции.

Хотя есть категория автовладельцев, которые действуют четко по инструкции: у них в инструкции к мерседесу написано, что рекомендуется ставить аккумуляторы только определенных производителей — и они ставят. Кроме того, китайские автозаводы, которые сейчас открываются в России, тоже предпочитают собственные комплектующие.

Думаю, что к 2026 году импорт снизится и будет занимать 35-40%, даже если наши законодательные инициативы не пройдут. Если пройдут, то останется 25-30% импорта.

Сейчас многие заводы, как и наш, вкладываются в развитие, модернизацию, расширение ассортимента. Эти усилия дадут свои плоды: повысится качество продукции, а значит, вырастет и спрос на нее.


СПРАВКА MASHNEWS

  • Елабужский аккумуляторный завод – самое молодое предприятие подобного профиля в России. Завод начал работать в декабре 2017 года. Производство расположено в ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Cпециальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!