21 октября 2025 16:47
читать 4 минуты

«Трансмашхолдинг» и «ЛокоТех» испытывают новую систему расчета износа критических узлов локомотивов

Испытания проводят в сервисном локомотивном депо Кандалакша Северо-Западного филиала компании «ЛокоТех – Сервис» на 29 локомотивах серии 2ЭС5К «Ермак».

2ЭС5К «Ермак». Иллюстративное фото: ТМХ.

Программное обеспечение разработали специалисты Центра Перспективных Технологий ТМХ. Система получает данные об эксплуатации от «РЖД»: дата, маршрут, масса поезда. Отдельно анализируются климатические условия, которые поступают из баз данных метеосервисов. Зная маршрут и точное время следования поезда, можно с достаточно высокой точностью установить, какими были температура и влажность в определенной географической точке.

Данные такого характера учитываются при прогнозировании ресурса локомотива впервые, при этом выраженные жара либо холод могут оказывать существенное влияние на износ определенных узлов. Система позволяет увидеть всю историю эксплуатации локомотива за последние 5 лет. Далее с помощью математических моделей можно определить накопленный износ узлов локомотивов и спрогнозировать остаточный ресурс оборудования.

В рамках верификации сравниваются данные по износу, спрогнозированные системой, и показатели фактических замеров сотрудников депо. Еженедельный мониторинг данных о состоянии ключевых элементов локомотивов из Кандалакши позволяет собирать сведения о фактической степени износа изоляции тяговых электродвигателей (ТЭД), большого зубчатого колеса (БЗК), состояния щёток ТЭД и вставок токоприёмников.

В результате подтверждена высокая точность расчетов износа щёток ТЭД, выполненных системой - более 90%. Продолжается сбор и анализ данных в части износа изоляции ТЭД, БЗК и вставок токоприёмника, поскольку возможность их замера связана с определенной периодичностью захода локомотивов на плановые виды техобслуживания и ремонта. Сравнительная статистика по данным узлам ожидается ориентировочно к концу текущего года.

Рабочее место машиниста электровоза 2ЭС5К «Ермак». Иллюстративное фото: ТМХ.

Результаты испытаний послужат базой для дальнейшего масштабирования инновационной системы диагностики критических узлов локомотивов серий 2ЭС5К, 3ЭС5К, 4ЭС5К на всю сеть ОАО «РЖД».  В дальнейших планах разработчиков – добавление в систему алгоритмов расчета износа узлов тепловозов моделей 2ТЭ25КМ и 3ТЭ28 с последующим тестированием и внедрением, а также перемещаемого линейного оборудования, в частности, тяговых электродвигателей НБ-514, которые встречаются на более ранних сериях, например, ВЛ85 и не только.

Конечная цель внедрения системы - рост уровня безопасности железнодорожных перевозок, оптимизация ремонтных процессов и снижение издержек эксплуатации.

ГК «ЛокоТех» управляет активами, обеспечивающими обслуживание, ремонт и модернизацию тягового подвижного состава, производство узлов и деталей для его ремонта. Производственную базу компании «ЛокоТех-Сервис» (входит в ГК «ЛокоТех») составляют 88 сервисных локомотивных депо, расположенных по всей территории России – от Владивостока до Калининграда. На предприятиях компании работают порядка 36 тысяч человек, их силами обслуживаются большая часть парка локомотивов «РЖД».

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!