07 ноября 2024 10:31
читать 13 минут

Трамп придет – порядок наведет. Чего ждать промышленности России от нового старого президента США

Дональд Трамп вернул себе пост президента США, на Западе заговорили о возможном смягчении санкционного режима. Mashnews разбирался, как это скажется на промышленности России - что будет с загруженностью ОПК, дефицитом кадров и ключевой ставкой.

Чего ждут от Трампа

По итогам прошедших 5 ноября президентских выборов в США республиканец Дональд Трамп заручился 292 голосами выборщиков (для победы необходимо 270), его конкурент от Демократический партии Камала Харрис имеет 224 голоса. Спикер Палаты представителей Конгресса США Майк Джонсон уже объявил Трампа избранным президентом. Камала Харрис заявила, что демократы должны признать результаты голосования и поздравила Трампа с победой.

Западные банки уже обсуждают возможность снятия санкций с России после победы Трампа, пишет Financial Times. «Все только и говорят о том, как торговать с Россией и будут ли сняты санкции... Трейдеры внезапно задаются вопросом, можно ли сейчас торговать рублем», — приводит издание слова портфельного менеджера.

В июле Дональд Трамп заявил агентству Bloomberg, что думал о смягчении антироссийских санкций в рамках плана по урегулированию конфликта на Украине. 

«С помощью санкций мы отталкиваем всех от себя. Поэтому я не люблю санкции. Я находил их очень полезными в случае с Ираном, но мне даже не так уж нужны были санкции в отношении Ирана. Я сказал об этом Китаю, и Россия находится в похожем положении», – сказал тогда он.

Санкционный режим зависит от состояния российско-украинского конфликта. Трамп заявлял, что в случае своего избрания прекратит это противостояние еще до того, как вступит в должность. Уже через день после выборов - 6 ноября - вице-председатель комитета Сената по делам разведки Марко Рубио в интервью NBC сказал, что США пора положить конец кризису на Украине. Пишут, что соратники Трампа уже разработали новый план урегулирования конфликта.

Mashnews опросил экспертов, чего стоит ждать российской промышленности от перемен на политическом поле США.

 

Ключевая ставка ЦБ – это надолго

Даже если прямо завтра украинский конфликт прекратится, то ключевая ставка ЦБ (сейчас составляет 21%) останется на нынешнем уровне еще долго, рассказал Mashnews первый зампред Комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле Александр Козловский.

«Ключевая ставка ЦБ РФ в свете этого варианта развития событий, мне кажется, быстро не поменяется», - сказал он.

С ним согласен Лев Засыпко первый заместитель генерального директора петербургской компании «Морские комплексные системы» (занимается производством судового оборудования).

«Ключевая ставка на ее нынешнем уровне находится не потому, что идут боевые действия, а потому, что эти боевые действия порождают определенные последствия, действие которых не прекратится немедленно. В долгосрочной перспективе прекращение СВО приведет к снижению ключевой ставки, но это будет не сразу», – сказал он.

Снижать ключевую ставку в России начнут тогда, когда экономика начнет стагнировать, полагает профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ, доктор экономических наук Елена Ткаченко.

«Ключевая ставка в России начнет снижаться, когда встанет экономика. А экономика обязательно встанет, кредит по такой ставке недоступен для реального сектора. Экономический спад повлечет за собой торможение цен – вот тогда и начнут снижать ставку. Пока российские банки зарабатывают по 300% годовых, повода для снижения нет. Финансовый мир – это параллельная вселенная, у них там все прекрасно», – говорит она.

Впрочем, ждать этого прекрасного момента стагнации долго не придется, полагает профессор.

«Признаки замедления экономики в России уже есть – у нас замедляются темпы строительства многоквартирного жилья, многие предприятия заявили о приостановке проектов развития, снижается темп закупок нового оборудования – второй год падает доля предприятий, осуществляющих технологические инновации и это на фоне политики достижения технологического суверенитета», – отметила Ткаченко.

По ее словам, объяснения монетарных властей, что физические лица берут кредиты и разгоняют инфляцию – смешно.

«Физические лица, берущие кредиты по такой ставке, - это пенсионеры, и высокой ставкой по кредитам их не испугать. Эти люди 20 лет назад брали в кредит стиральную машину в банке Home Credit по ставке 42% годовых. Сейчас они берут новую стиральную машину и ставка та же. «Надо же, не подорожало!» – говорят они», - иронизирует собеседник издания.

Ткаченко пояснила, что этот объем потребительского кредитования ничтожно мал в общей сумме кредита, который преимущественно используется финансовым сектором в спекулятивных целях, о чем свидетельствует резкий рост его доходности на фоне падения рентабельности реального сектора экономики.

 

Для ОПК ничего не изменится

Даже в случае немедленного прекращения СВО российская экономика вообще и сектор ОПК в частности еще долгое время будут работать по накатанной с 2022 года колее, говорят эксперты.

Даже если боевые действия закончатся, то немедленного эффекта для российской экономики ждать не стоит. В ходе этого конфликта были вскрыты проблемные моменты в Минобороны, касающиеся снабжения, вооружения, они потребуют долгих усилий для нормализации ситуации. Второе – в ходе военных действий было израсходовано огромное количество боеприпасов и вооружений, их запасы на складах надо восстановить, это займет еще несколько лет. Третье, в ходе конфликта были опробованы новые виды вооружений, они себя хорошо зарекомендовали, они пошли в серию и их тоже будут накапливать, потому что даже если считать, что украинский конфликт завершен, то общая внешнеполитическая обстановка все равно остается напряженной. В этих условиях военно-промышленный комплекс продолжит работать еще 3-4 года в том же режиме, полагает Засыпко.

«ОПК в России все более огосударствляется, эта тенденция сохранится, так как для эффективного функционирования этого сектора рыночных механизмов недостаточно», - добавила Ткаченко.

По ее словам, российской оборонной промышленности нужно искать рынки сбыта, это в первую очередь Африка, где Россия активно продвигает сейчас свои интересы.

«Здесь заказы будут, у Рособоронэкспорта все благополучно. При этом не стоит забывать о развитии технологий двойного назначения и гражданской продукции. Излишняя милитаризация экономике вредна. Сейчас производство товаров для населения отдано частникам, и это очень хорошо. Так надо было сделать еще в СССР  - он бы стоял по сей день», – полагает она.

 

Кадровый голод неисправим

Прекращение конфликта на Украине не решит проблему оттока кадров из гражданских областей экономики.

«Что касается тех людей, которые пошли контрактниками на СВО или перешли работать на оборонные предприятия за более высокими зарплатами, то здесь стоит ожидать проблем. Люди, принимавшие участие в боевых действиях, имеют совершенно другую психологию, а с другой стороны, привыкнув к зарплатам под 200 тысяч рублей и более, возвращаться на завод на месячный доход в 50 тысяч мало кто захочет. Для их адаптации придется на местах вырабатывать локальные стратегии с учетом экономики региона и культурных особенностей. При этом не все вернутся на гражданку, многие контрактники останутся в рядах ВС РФ», – говорит топ-менеджер «Морских комплексных систем».

С ним согласна профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ, она говорит, что количество этих людей не столько велико, чтобы решить проблему кадрового голода в России.

«Проблема кадров незначительно потеряет свою остроту после окончания СВО, поскольку это системная проблема, связанная с «выпадающим поколением», она воспроизводится каждые 25-30 лет. Ожидать, что многие участники СВО после ее завершения вернутся на гражданку, не стоит, значительное число людей останется на контракте в армии. Вернутся максимум половина нынешних контрактников», – полагает она.

Перетока людей из оборонной отрасли в гражданскую тоже дать не стоит, просто «оборонка» перейдет на гражданское производство, ей в любом случае потребуются люди, обладающие необходимыми квалификациями. Сейчас зачастую в оборонном секторе проблема нехватки кадров решается за счет сверхурочной работы. Просто произойдет возврат к нормальному режиму.

«Оценка количества людей, которые вернутся из армии и с оборонных предприятий на свои прежние места – порядка 50-100 тысяч человек, что незначительно при общем дефиците кадров в российской экономике, который измеряется миллионами вакансий», – говорит Ткаченко.

 

Расслабляться не стоит

Перспектива прекращения украинского конфликта и нормализации отношений с США и ЕС вызывает у опрошенных экспертов сильный скепсис.

«Я слабо верю в перспективы быстрого прекращения конфликта. Максимум, что может сделать быстро Трамп - прекратить финансирование Украины из американского бюджета. На прекращение самого конфликта потребуется примерно полгода, если не обретут разум наши европейские коллеги. У них в рамках этого противостояния проявились неожиданные амбиции», – говорит Ткаченко.

С ней согласен Козловский, который полагает, что отбив попытку нанести России поражение военными средствами, стоит ждать попыток добиться того же самого другими способами.

«Россия должна, как мне кажется, вынести из этого урок и не ожидать в будущем от США и Европы каких-то поблажек, осознать, что ее реально боятся из-за ее размеров и самодостаточности. Стоит ожидать, что этот вектор развития России будут пытаться сбить коврижками, раз не получилось силой. России нужно развивать импортозамещение, поддерживать армию, ОПК, развивать технологии», – говорит депутат.

По его словам, победа Трампа или Харрис была непринципиальна для России, внешнеполитический консенсус американских элит достаточно прочен и не зависит от партийной принадлежности. Ожидаемый разворот политики США в большей степени  связан с провалом попытки быстро нанести России стратегическое поражение, на что потрачено огромное количество денег.

 

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!