Тральщики, пассажирские суда и НИС "Пионер-М": диверсификация СНСЗ в 2021 году
Средне-Невский судостроительный завод продолжает диверсификацию производства: помимо серии кораблей противоминной обороны для ВМФ верфь строит пассажирские и научно-исследовательские суда и др. На предприятии рассказали MASHNEWS о сдаточной программе-2021 и ходе работ над военными и гражданскими заказами.
Постройка серии тральщиков «Александрит» для ВМФ
В этом году СНСЗ планирует спустить на воду корабль противоминной обороны «Пётр Ильичёв» проекта 12700, шифр «Александрит». Это уже шестой тральщик этого типа для российского флота. Пятый корабль, «Георгий Курбатов», спустили на воду в прошлом году. А четвёртый, «Яков Баляев», передали ВМФ 26 декабря 2020 года.
В 2021-м оба корабля должны пройти этап достройки, швартовных и заводских ходовых испытаний, сообщили изданию в пресс-службе верфи. После завершения государственных испытаний они поднимут Андреевский флаг.
Российскому флоту нужно больше тральщиков, считает Илья Крамник — военный аналитик, эксперт Российского совета по международным делам. В беседе с корреспондентом MASHNEWS он подчеркнул актуальность пополнения ВМФ РФ самыми современными противоминными кораблями:
«На Западе сейчас развивается морское минное оружие: совершенствуются старые мины, принимаются на вооружение новые виды мин, предназначенные для постановки на разные виды носителей (и подводных лодок, и кораблей, и самолётов). Можно сказать, что угроза мин растёт. При этом ВМФ РФ сейчас не очень большой: он сильно сократился по сравнению с советским временем, поэтому потеря даже 1-2 кораблей или, ещё хуже, лодок в случае гипотетического конфликта станет очень серьёзной брешью в наших силах. Поэтому, конечно же, тральщики нужны. Их должно быть больше, они должны оснащаться самым современным оборудованием, способным бороться с современными минами. Сейчас мины настолько сложные, что уже превратились в интеллектуальное оружие, представляющее большую угрозу».
Как рассказал изданию источник в отрасли, знакомый с ситуацией, в этом году на СНСЗ можно ожидать закладку одного-двух тральщиков проекта 12700. Собеседник MASHNEWS подчеркнул, что их будут строить по усовершенствованному проекту.
Гражданские заказы и диверсификация производства
Российские верфи взяли курс на диверсификацию, постепенно увеличивая долю гражданской продукции. В июле 2020 года на Средне-Невском судостроительном заводе заложили головное судно проекта А45-90.2 «Андрей Дубенский». Это событие важно для всего коллектива верфи, подчеркнули в пресс-службе СНСЗ, ведь заложенный пассажирский теплоход стал самым большим гражданским заказом в истории СНСЗ.
В 2021 году корабелы Средне-Невского судостроительного завода заложат второе судно этого проекта. Его назовут в честь выдающегося русского писателя Виктора Астафьева. Строительство обоих теплохода завод ведёт по заказу Красноярского края. Передача их заказчику намечена на 2023 и 2024 годы соответственно.
Другой важный гражданский заказ – постройка научно-исследовательского судна «Пионер-М» проекта 25700. Как сообщили MASHNEWS в пресс-службе завода, работы по его постройке вошли в активную фазу.
СПРАВКА MASHNEWS:
Морские тральщики проекта 12700 «Александрит» — серия российских кораблей противоминной обороны III ранга. Проект разработан в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» для ВМФ России, относится к новому поколению кораблей противоминной обороны (ПМО) ближней морской зоны, строится на Средне-Невском судостроительном заводе. В настоящий момент 4 тральщика вошли в состав ВМФ, два строятся, два проходят испытания. ВМФ в рамках программы планирует получить от 30 до 40 таких кораблей, ежегодная потребность — 3 единицы.
Водоизмещение «Александрита» – около 890 т, длина – около 62 м, ширина – около 10 м, полная скорость хода – около 16 узлов, экипаж – около 44 человек.
Пассажирские суда проекта проекта А45-90.2 предназначены для перевозки 245 пассажиров в комфортабельных каютах на маршруте протяженностью до 5000 км. КБ-проектант – «Агат Дизайн Бюро». Особую роль в проекте играет безопасность, экономическая эффективность и высокий уровень комфорта, отвечающий современным мировым стандартам. Длина судов судов проекта А45-90.2 – около 99 м, ширина –14.9 м, высота борта – 4.2 м, осадка не более 2 м, экипаж – 41 человек, автономность – 15 суток, скорость хода – 12.4 узла.
Головное НИС проекта 25700 «Пионер-М» заложили 21 мая 2019 года. Судно предназначено для комплексных исследований морской прибрежной акватории. Оно станет плавучей лабораторией для океанографических, гидробиологических, гидроакустических исследований, а также водолазных работ. Предусмотрена круглогодичная эксплуатация НИС в акваториях Черного и Азовского морей с удалением от места убежища до 20 морских миль.
Длина «Пионера-М» – 25,7 м; ширина – 9 м, высота борта – 3,1 м, осадка – 1,5 м, водоизмещение – 82 тонны. Скорость – 10 узлов, автономность – 6 суток, дальность хода по запасу топлива – 500 миль, мореходность – 3,5 баллов.