15 июля 2024 17:05
читать 8 минут

Растет всё, кроме тракторов и чемоданов. Росстат посчитал российскую промышленность

В России стали больше делать компьютеров, автомобилей и спецодежды. Есть отдельные падения – упали показатели по  тракторам, сеялкам и дамским сумкам, сообщает Росстат. Основными проблемами в промышленности остаются дефицит кадров и технологическое отставание в ряде отраслей. Чтобы их решить, одни эксперты предлагают дотировать рабочие места, другие уповают на господдержку.

Статистика не врет

Индекс промышленного производства в России в январе-мае 2024 г. составил 105,2% по сравнению с январем-маем 2023 г. Такие цифры привел Росстат в отчете, опубликованном 3 июля.

Производство радиолокационной аппаратуры выросло на 81%, компьютеров - на 39%, готовых металлических изделий – на 37%, автотранспортных средств – на 28%, полупроводниковых приборов – на 21%, спецодежды – на 17%.

Но не все так гладко. Меньше стали делать тракторов для сельского хозяйства – падение на 22%, кузнечно-прессовые машин – минус 25%, топливных гранул (пеллет) – меньше на 17%, стальных труб – минус 4,5%, чемоданов и дамских сумок – минус 3%, бульдозеров – меньше на 1,5%.

Mashnews поговорил с экспертами отрасли о том, какие сферы отечественной промышленности наиболее активно развиваются и что тормозит проблемные отрасли.


Грех жаловаться

Информационные ленты заполнены позитивными промышленными новостями - в Ростове-на-Дону строится производство микроконтроллеров стоимостью 2 миллиарда рублей, в Нижегородской делают ставку на автокомпоненты – там открылся новый завод по их производству. Государство направило миллиард рублей по программе льготного займа Пермскому производителю запчастей для вертолётов «ОДК-СТАР» на расширение производства.

«На данный момент государство активно инвестирует в производство готовых металлических изделий, компьютеров, электронных и оптических приборов, а также электрооборудования и автотранспортных средств, выпуск лекарственных средств и медицинских материалов», - говорит экономист, председатель совета директоров машиностроительного холдинга «ТрансИнвест» Дмитрий Семенов.

К этому списку развивающихся отраслей другой спикер, Владислав Бабюк, финансовый директор инжиниринговой компании SNDGroup, добавляет строительство и судостроение.

«Причины довольно очевидны: автомобилестроение обеспечивает существование нескольких градообразующих предприятий. Машиностроение обеспечивает остальные отрасли инструментами производства. Судостроение обеспечивает бесперебойную логистику и торговлю. ОПК относится к одному из важнейших институтов. Традиционно внимание государства к этой сфере огромно», - поясняет специалист.

Страдающие отрасли

При этом сфера электронной промышленности все еще страдает, говорит Владислав Бабюк. Наиболее существенными причинами такого развития событий являются малый объем внутреннего рынка для построения полного цикла производства от создания электронно-компонентной базы до приборостроения.

«По оценкам экспертов, для «замыкания» цикла необходимо до 500 млн. потребителей, в нашей стране насчитывается лишь 140 млн жителей», - поясняет спикер.

Кроме того, существует проблема технологического отставания, не позволяющая конкурировать по большей части номенклатуры с мировыми производителями. Влияет и отсутствие мер поддержки государства на промежуточной стадии между опытно-конструкторскими работами и внедрением.

Специалист из отрасли автомобилестроения Александр Приходько (директор по развитию сети авторемонтных мастерских «КарданБаланс») говорит, что, хотя в России отлично развита металлургическая промышленность, обеспечивающая авторынок материалами, существует проблема технической оснащенности предприятий.

«Последние два десятилетия производство автозапчастей было нерентабельным. Некоторые компании в России по сей день используют оборудования 1960-70х годов. Российские автомобильные заводы требуют технического оснащения современными станками», - поясняет эксперт.

Кадровые решения

Все опрошенные Mashnews специалисты сходятся во мнении, что основной проблемой промышленных предприятий в России, какой бы сферы это ни касалось, является дефицит кадров.

«Минтруда заявляет об угрозе кадрового дефицита в 2,4 млн человек к 2030 году во всех отраслях. Участие государства в решении этой проблемы сегодня сводится к финансированию учебных заведений с заделом на результат через несколько лет. Но сейчас, в моменте промышленным компаниям приходится решать проблему поиска сотрудников самостоятельно», - говорит генеральный директор компании энергетической компании ПСМ Андрей Медведев.

Дмитрий Семенов предлагает удерживать на рабочих местах старые кадры предпенсионного и пенсионного возраста, использовать распределение кадров после вузов и средне-специальных учебных заведений с учетом имеющегося опыта со времен Советского Союза. И ввести дотирование рабочих мест в критически важных отраслях, применяя субсидии на переезд молодых кадров.

Владислав Бабюк и Андрей Медведев уповают на господдержку. «России необходимо использовать опыт Китая и налаживать местные производственные компании, давать возможность развиваться малому и среднему бизнесу в автомобильной и металлургической промышленности», - говорит Александр Приходько.

Фото: standret/Freepik

Что продолжит рост

Самыми перспективными спикеры считают фармацевтическую, металлургическую и машиностроительную отрасли.

«Фармацевтическая промышленность будет расти динамично на 5-7% в годовом выражении. Производство металлических изделий растет быстрыми темпами и прибавит 29% в годовом выражении», - говорит Дмитрий Семенов.

По словам Владислава Бабюка, можно говорить о ситуативном увеличении ОПК и связанных отраслей. Есть также положительная динамика в IT-сфере, ожидается улучшение ситуации в электронике:

«Можно ожидать развития сверху вниз: первично произойдет насыщение потребностей в электронике в государственной сфере и критической инфраструктуре. Далее импортозамещение крупнейших частных компаний страны, и, наконец, изменения дойдут до массового потребителя», - поясняет наш собеседник.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент