Торгуют лицом. От Бузовой снова требуют компенсации убытков
Ростовская компания продолжает попытки получить компенсацию от певицы Ольги Бузовой. Сейчас заявления поданы в районный суд в Петербурге и арбитражный суд в Москве. От Бузовой и фирмы, занимающейся её менеджментом, требуют 1,15 млн евро и 1,5 млн рублей за отказ рекламировать вино под маркой Buzwine. MASHNEWS выяснял, насколько эффективно привлечение звёзд в качестве амбассадоров брендов.
Надежда на Бузову не оправдалась
Сотрудничество между компаниями «Глобал Вайн Дистрибьюшен» из Ростова-на-Дону и «Арчер Мьзик Продакшнс» (представляет интересы Ольги Бузовой и занимается её менеджментом, как сказано на сайте фирмы) началось три года назад и быстро переросло в конфликт.
В августе 2019 года «Арчер Мьзик Продакшнс» заключила лицензионный договор с «Глобал Вайн Дистрибьюшен» на использование товарного знака Buzwine, разрешив ростовской компании применять его для производства и импорта в Россию алкогольной продукции.
«Глобал Вайн Дистрибьюшен» выпустила три вида игристых напитков под названием Buzwine — на этикетках был использован портрет Бузовой.
Через несколько месяцев «Арчер Мьзик Продакшнс» отозвал разрешение на использование товарного знака, а Ольга Бузова — согласие на использование своего изображения и имени.
ООО «Глобал Вайн Дистрибьюшен» пытался в арбитражных судах обязать Бузову всё-таки прорекламировать вино, но проиграло несколько исков.
Теперь компания начала новый раунд борьбы — 5 апреля подала иск к «Арчер Мьюзик Продакшнс» и ИП О.И. Бузова в Арбитражный суд Москвы (заявление отложено до 12 мая — истец должен надлежащим образом известить ответчиков). 13 апреля подано заявление в Приморский районный суд Петербурга (здесь движение по делу отложено до 18 мая по тем же основаниям).
От «Арчер Мьюзик Продакшн» и Ольги Бузовой компания требует солидарно выплатить компенсацию за недополученную прибыль (1,15 млн евро по курсу ЦБ РФ на день исполнения решения) и за уничтожение бутылок (1,5 млн рублей).
В 2021 году убытки «Глобал Вайн Дистрибьюшен» составили 122 млн рублей при выручке 5,1 млн рублей.
У Ольги Бузовой было несколько попыток организовать бизнес. Так, компания «Бузова рест компани» (среди учредителей — сама Бузова и «Арчер Мьюзик Продакшнс») развивала сеть кафе под брендом BUZfood (две точки в Москве и одна в Петербурге). Сейчас все заведения закрыты.
С личным участием
Фото: doroga-zhizni.org
Артистов, позиционирующих себя как бизнесмены, немало. Блогер Настя Ивлеева выпускает снеки под брендом Eazy Peazy. Певица Анна Семенович выступает амбассадором бренда нижнего белья Dea Fiori. Комик Павел Воля и его супруга гимнастка Лейсан Утяшева стали лицами открывшейся 25 апреля 2023 года сети магазинов «Всегазин», продающей товары для дома.
ООО «Всегазин» было зарегистрировано 31 октября прошлого года. Павел Воля и Ляйсан Утяшева в числе руководителей или учредителей компании не значатся. На сайте этой торговой сети указано, что супруги лично принимали участие в создании «Всегазина». «Будьте уверены, в каждый товар вложено по килограмму нашей души. Два с половиной года мы трудились над каждой штучкой, над каждой маленькой деталькой и надписью. В итоге получился магазин, которым мы очень гордимся», — приводится на официальном сайте цитата Воли и Утяшевой.
Сам Павел Воля учредитель двух действующих компаний: ООО «Где шоу» (рекламное и концертное агентство, выручка в 2021 году — 8 тыс. рублей, убыток — 195 тыс. рублей) и сети магазинов одежды ООО «Воля Веар» (выручка в 2021 году — 30,5 млн рублей, чистая прибыль — 287 тыс. рублей).
У Лейсан Утяшевой есть ИП, специализирующееся на рекламе и концертной деятельности.
Своё ИП имеется у Анны Семенович, правда, про пошив предметов дамского гардероба в ОКВЭД нет ни слова. Но певица и не утверждает, что она владелица бизнеса. Во взаимоотношениях с Dea Fiori она называет себя создателем ряда коллекций. Семенович проводит показы, посещает специализированные выставки, демонстрируя своё участие в разработке коллекции. Несмотря на геополитическую обстановку, бельё от Семенович продолжает отшиваться на польской фабрике в деревне Писаржовице под Краковом.
В салонах оптики продаются очки от Григория Лепса. Производят их в Италии. Сам артист является учредителем ООО «Лепс-оптика». Выручка предприятия в 2022 году составила 19,1 млн рублей, чистая прибыль — 9,4 млн.
Самые впечатляющие финансовые показатели у ООО «Коленки пчелы», которое выпускает снеки под брендом Ивлеевой, — выручка составила 445,3 млн рублей, чистая прибыль — 36,5 млн. В число учредителей компании входит и Анастасия Узенюк (настоящая фамилия Ивлеевой).
Сколько стоит звезда
Часто знаменитости — лишь приглашённые лица, к производству или организации продаж они отношения не имеют, их задача — рекламировать товар среди своей аудитории.
«Стоимость привлечения звезды в качестве лица продуктового бренда может значительно различаться в зависимости от вида продукта, популярности знаменитости и её финансового положения», — объяснил MASHNEWS Эмиль Ахундов, руководитель проекта «Фабрика лидеров мнений» НИИ Развития народного образования.
«Как правило, это ежегодно обновляемые контракты: ни бренд, ни звезда не хотят быть привязанными навсегда. Обычно звёзды настаивают на регулярных платежах сроком от одного года, а компании, в свою очередь, стремятся переложить часть рисков и оплачивать участие знаменитости выручкой с продаж, но такое получается только с молодыми звёздами и не всегда приносит эффект», — говорит Ахундов.
Условия действующих контрактов, как правило, не разглашаются, но в прошлые годы, по словам Ахундова, Анна Семенович за рекламную кампанию Lay's могла получить 20–25 млн рублей, а Сергей Лазарев, продвигавший эту же марку чипсов, — 15–20 млн. Примерный заработок Веры Брежневой, участвовавшей в кампании Nestle Fitness, оценивается в 10–15 млн рублей.
«Звезда в качестве лица бренда может делать посты, сниматься в роликах, участвовать в промо и благотворительных акциях. Помню, как Тимати в Петербурге аккуратно раскидывал из машины квас. Включение таких услуг в цену контракта зависит от соглашений между сторонами. Как правило, все стараются всё прописать заранее и заплатить единую цену, но мир меняется быстро, а маркетинг очень динамичная наука — иногда приходиться импровизировать», — отметил Эмиль Ахундов.
Рецепт от знаменитости или от технолога
Фото: Алексей Ведерников / РБК
Одно дело, когда приглашённая звезда просто участвует в рекламной кампании бренда, другое — когда она начинает позиционировать, что это её детище.
«Рецепты от звёзд» — это маркетинговый ход, в пищевом производстве вмешательство непрофессионала в готовый продукт зачастую просто невозможно, сказал MASHNEWS Михаил Трифонов, к.т.н., технолог, руководитель программ дополнительного профессионального образования Федерального научного центра пищевых систем им. Горбатова.
«Любое пищевое производство обязано выполнять требования либо нормативных, либо технических документов», — поясняет Трифонов.
Конечно, сами предприятия периодически выпускают новинки. Но к их разработке вряд ли допустят непрофессионалов, продолжает эксперт. Потому что возникают вопросы с обоснованием сроков годности, видов и технологии упаковки, обеспечения прослеживаемости происхождения ингредиентов и технологических операций, условий хранения и транспортировки, выполнения требований ХАССП и стандартов качества и безопасности.
«В силу крайне высокой ответственности и сложности пищевого производства, технические условия или стандарты организации разрабатывают квалифицированные специалисты, которым владелец торговой марки или бренда может доверить выпуск продуктов питания и напитков», — говорит Михаил Трифонов.
В реальности «товары от звёзд» разрабатывают не знаменитости, а технологи. Но знаменитость может повлиять на продажи.
«Есть много разносторонних и даже спорных исследований о влиянии медийного лица на выбор потребителей. Сложно оценить, повышает ли доверие потребителя та или иная реклама. С уверенностью могу сказать, что широкая аудитория обращает внимание на шоуменов, актёров, певцов и других известных личностей »в кадре«. Внимания к таким рекламным кампаниям больше. Это то же самое, если нанести на упаковку яркий дизайн — вероятность, что такой продукт потребитель заметит, выше», — поясняет Трифонов.
Но если с помощью шоу-бизнеса компания пытается вывести на рынок ненужные рынку товары, они останутся невостребованными.
По мнению Эмиля Ахундова, привлечение звёзд — дорогой, но эффективный способ продвинуть товар, иначе бы эта система не прижилась в маркетинге.
Вера Черенева для MASHNEWS