15 декабря 2020 12:04
читать 6 минут

ТОП-5: Главные новинки форума "Арктика: настоящее и будущее"

X международный форум «Арктика: настоящее и будущее» завершил работу в Петербурге. Он проходил с 10 по 12 декабря. Редакция MASHNEWS выбрала ключевые новинки прошедшей в рамках мероприятия выставки. В рейтинг вошли разработки из области судостроения, подводных технологий, добычи полезных ископаемых, IT, автомобильной техники и других сфер. 

Научно-экспедиционное судно НЭС 160 «Альбатрос» 

Невское проектно-конструкторское бюро впервые показало в рамках форума «Арктика» проект полярного экспедиционного судна «Альбатрос». 

160-метровое НЭС ледового класса Arc7 водоизмещением 25 тыс. т – инициативная разработка НПКБ. Судно создаётся в интересах НИИ Арктики и Антарктики (входит в Росгидромет), оно должно прийти на смену «Михаилу Сомову» и «Академику Фёдорову», которые эксплуатируются с 1975 и 1987 годов соответственно, обеспечивая российские полярные экспедиции и станции.


В 2019 году стало известно о разработке Невским ПКБ экспедиционного судна с меньшими размерениями – 127-метрового НЭС 126 «Умка». Линейка таких экспедиционников способна обеспечить обслуживание российской инфраструктуры в полярных широтах. Пока ни первое, ни второе НЭС не нашли конкретного заказчика. 

Подводный робот с автономностью в полгода 

Научно-производственное предприятие подводных технологий «Океанос» и Санкт-Петербургский государственный морской технический университет представили демонстратор технологий в области резидентной робототехники. Резидентной – то есть способной большую часть своего жизненного цикла работать под водой без обеспечения, объясняют разработчики. Такие роботы буквально «живут» в заданном ареале обитания, обслуживая подводные комплексы. 

Пилотное название подводного робота – «ЛИ АНПА» (автономный необитаемый подводный аппарат) интервенционного класса. Он оснащён манипуляторным комплексом, способным выполнять сервисные функции. «Робот может находиться под водой до полугода, при этом практически не требуя постоянного управления, – отметили в »Океаносе«. – Устройство самостоятельно заряжается на док-станции. К роботу может подключиться оператор, чтобы проконтролировать выполнение каких-либо точных задач: например, открыть кран или вентиль, после чего машина сама отправляется на подзарядку и передаёт данные оператору.

Подводный транспортно-монтажный и сервисный комплекс (ПТМиСК)


Обновлённую версию уже известного комплекса представили на стенде Центрального КБ морской техники «Рубин» в рамках экспозиции Объединённой судостроительной корпорации. ПТМиСК представляет собой гражданскую атомную подлодку с катамаранным корпусом. Он предназначен для доставки техники или оборудования под водой, минуя навигационные препятствия.

Эксплуатация комплекса дешевле, чем у атомного ледокола - кроме того, последние заняты проводками по Севморпути и сибирским рекам. Автономность ПТМиСК – 90 суток, полное водоизмещение – 17,7 тыс. т, глубина погружения – до 400 м. 

Многофункциональный автомобиль «Русак» и снегоболотоход «Хаски»

Нижегородский государственный технический университет им. Алексеева показал свою новую разработку – многофункциональную амфибию «Русак». Четырёхосная машина с 4 колёсными парами весит 9 т и может нести 2,5–3 т груза. Автомобиль разрабатывали около десяти лет, его премьера прошла в прошлом году – тогда показали версию с гибридным силовым агрегатом. На форуме «Арктика» показали готовую к серийному производству машину для сельского хозяйства. «Русак» создан в грузопассажирской или грузовой версии, на сборку одной машины уходит 60-70 дней.

Новинкой от компании «ТРЭКОЛ» стал снегоболотоход «Хаски». С января машина производится серийно. 14-местный трёхосный «Хаски» может перевозить до 2 т груза и передвигаться по дорогам общего пользования. И «Русак», и «Хаски» оснащены иностранными двигателями.  

Оцифровка Севморпути

«Росатом» планирует оцифровать Северный морской путь – создать объединённую платформу цифровых сервисов (ЕПСЦ), интегрирующую все основные инструменты для обеспечения функционирования СМП (навигацию, работу портов, грузоперевозки и т.п.). В проекте задействуют ведущие нефтегазовые компании. Уже объявлен тендер на создание концепции платформы, он обойдётся в 36 млн рублей. Саму концепцию представят весной 2021 года. 

Проект включает в том числе создание приложения для капитанов судов, где они смогут видеть информацию об обстановке: ледовую ситуацию, расстановку сил аварийно-спасательного флота и др. 

СПРАВКА MASHNEWS:
Участниками форума «Арктика» стали 2500 специалистов из 70 регионов России. Мероприятие частично прошло в онлайн-режиме из-за коронавирусных ограничений.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Ведущий корреспондент